Подробно рассмотрев в предыдущем номере журнала «Оружие и охота» баллистический коэффициент, и определив его как некую условную константу, которой обладает пуля определенной формы и веса, остановимся на других факторах, которые приводят к изменению ее баллистической траектории.
Важными баллистическими параметрами, зависящими от баллистического коэффициента пули, являются: абсолютное снижение пули, время полета и остаточная скорость полета пули до цели.
Баллистическое обеспечение
Сила сопротивления воздуха, замедляющая пулю, имеет векторное направление по отношению к траектории, действуя против нее и вдоль нее. При увеличении кривизны траектории, что происходит по мере увеличения дальности полета пули, вектор сопротивления оказывается направленным не только по горизонтали, но и вертикально, в направлении, противоположном силе гравитации, заставляя пулю планировать. Основная же часть силы сопротивления действует по горизонтали. Для современных винтовочных пуль кривизна траектории не бывает очень большой (говорят, что пуля обладает хорошей настильностью). Поэтому, в принципе, можно утверждать, что достаточно малая часть силы сопротивления воздуха действует на пулю в вертикальном направлении. Таким образом, основная часть абсолютного снижения пули вызвана силой гравитации, и та малая часть силы сопротивления воздуха, действующей вертикально вверх, противодействует силе гравитации, действующей вертикально вниз.
При этом абсолютное снижение пули на любой дистанции стрельбы примерно пропорционально квадрату времени ее полета. Понятно, что пуля с минимальным временем полета будет обладать и меньшим абсолютным снижением, чем пуля, летящая более длительное время. В свою очередь, время полета пули зависит от имеющейся силы сопротивления воздуха. А поскольку замедление скорости по причине сопротивления происходит медленнее, когда баллистический коэффициент выше, то более высокий баллистический коэффициент вызывает меньшее абсолютное снижение пули.
Однако время полета зависит не только от баллистического коэффициента пули, но и от ее начальной скорости. Тяжелые пули большого размера обладают наибольшим баллистическим коэффициентом, но малой разгонной динамикой, поскольку их довольно сложно разогнать в канале ствола, не превышая максимально допустимого давления пороховых газов. С учетом этого фактора, тяжелые пули имеют большее абсолютное снижение на траектории по сравнению с более легкими, меньшего калибра, меньшего баллистического коэффициента, но более высокой начальной скоростью.
Если, с учетом этой закономерности, сравнить три условные пули: «тяжелую» (ВС=0,6), «среднюю» (ВС=0,4) и «легкую» (ВС=0,2), обладающие начальными скоростями для всех, скажем 1050 м/с, 900 м/с и 750 м/с, то можно увидеть, что на средних и дальних дистанциях, вплоть до предельных, «тяжелая» пуля во всех случаях лучше сохраняет скорость и обладает, в целом, лучшей настильностью, чем «средняя» и «легкая». Соответственно, «средняя» пуля превосходит по указанным показателям «легкую».
Если же сравнить указанные выше пули, имеющие одинаковую начальную скорость, то пуля с наибольшим баллистическим коэффициентом будет дольше сохранять наибольшую скорость и, следовательно, иметь более настильную траекторию. Однако при этом следует помнить о том, что на практике придать тяжелой пуле начальные скорости легких пуль довольно сложно или почти невозможно. Поэтому при проведении сравнительных баллистических испытаний разных пуль, следует учитывать их практические пределы начальных скоростей. Именно поэтому при подборе или самостоятельном снаряжении патронов опытные стрелки стараются использовать те боеприпасы, которые обладают максимальной в определенных пределах начальной скоростью при допустимом безопасном давлении в патроннике.