Пистолет-пулемет Судаева, созданный под штатный пистолетный патрон 7,62х25 мм, был представлен на полигонных испытаниях, проходивших с 26 апреля по 12 мая 1942 г., на которых были представлены также разработки Г.С. Шпагина, В.А. Дегтярева, С.А. Коровина, Н.В. Рукавишникова и др. И хотя испытания пистолет-пулемет Судаева в общем прошел, тем не менее конструктору предложили его доработать.
Заключительные полигонные испытания пистолетов-пулеметов состоялись 9-13 июля 1942 г.
Комиссия признала модернизированный вариант пистолета-пулемета конструкции А.И. Судаева лучшим из всех представленных на конкурс образцов, отметив при этом, что он по технологическим и боевым качествам значительно превосходит пистолет-пулемет системы Г.С. Шпагина обр. 1941 г. (ППШ-41), уже состоящий на вооружении и выпускающийся массово.
«...ППС конкурсные испытания выдержал, других равноценных конкурентов не имеет…» Именно такими словами охарактеризовала в своем отчете государственная испытательная комиссия пистолет-пулемет Судаева и признала необходимым поставить его на серийное производство.
28 июля 1942 г. начальник Главного артиллерийского управления генерал-полковник артиллерии Н.Д. Яковлев и военный комиссар ГАУ дивизионный комиссар И.И. Новиков представили пистолет-пулемет системы Судаева на утверждение в Государственный Комитет Обороны СССР.
Новый пистолет-пулемет приняли на вооружение под наименованием ППС-42. Его выпуск налаживался осенью 1942 г. в тяжелых условиях блокады Ленинграда при непосредственном участии самого конструктора, находившегося в Ленинграде до июня 1943 г.
В течение 1943 г. по чертежам опытного образца было изготовлено 46572 шт. пистолетов-пулеметов Судаева, большая часть которых была направлена в части Ленинградского фронта для прохождения войсковых испытаний.
Войсковые испытания ППС-42 проходили в районе Пулковских высот, на Ораниенбаумском «пятачке», Карельском перешейке, вблизи от работающего под огнем врага Ижорского завода. Выявляемые в процессе производства и эксплуатации отдельные недостатки конструкции оперативно устранялись, в техническую документацию вносились соответствующие изменения, и уже с середины 1943 г. началось валовое производство модернизированного, более надежного в отношении безотказности и живучести деталей образца, получившего наименование «Пистолет-пулемет системы Судаева образца 1943 года», или ППС-43.
ППС-43, функционирующий по принципу отката свободного затвора, оказался лучшим штатным образцом пистолета-пулемета периода второй мировой войны. Невысокий темп стрельбы (600 выстр./мин.) способствовал лучшей кучности и уменьшению расхода боеприпасов, поскольку стрелок мог путем кратковременного нажатия на спусковой крючок ограничиться необходимым количеством выстрелов или даже вести одиночную стрельбу, несмотря на то, что спусковой механизм рассчитан только на ведение автоматической стрельбы (боевая скорострельность — до 100 выстр./мин.).
Благодаря наличию откидного металлического приклада, который в походном положении легко складывался и не мешал при передвижении, пистолет-пулемет был портативен и удобен при ношении (длина оружия: с откинутым прикладом 831 мм, со сложенным прикладом 616 мм). Его секторный магазин вместимостью 35 патронов быстро и легко снаряжался и сменялся в любых условиях и положениях стрелка. При одинаковом носимом боекомплекте ППС был легче ППШ обр. 1941 г. с дисковым магазином на 2,2 кг, с секторным — на 0,76 кг (масса ППС-43 с пустым магазином 3,155 кг, со снаряженным магазином, 3,67 кг, масса снаряженного магазина 0,67 кг).
Наряду с высокими боевыми качествами (начальная скорость пули 500 м/с, дальность убойного действия пули 800 м, прицельная дальность стрельбы 200 м) ППС отличался хорошей технологичностью в производстве. При его изготовлении больше, чем в каких-либо других образцах, применялись штамповочные и сварочные работы, что обеспечивало простоту изготовления и быстрое освоение на любых мелких предприятиях, имеющих маломощное прессовое оборудование (не более 50 т). ППС был также очень экономичен в производстве. Так, если на изготовление одного ППШ расходовалось 13,9 кг металла и 7,3 станко-часа, то для ППС требовалось 6,2 кг металла и 2,7 станко-часа. В условиях Великой Отечественной войны все перечисленные преимущества ППС перед другими образцами имели исключительно важное значение.
Пистолет-пулемет Судаева обр. 1943 г. получил самое широкое применение на фронте в десантных и танковых войсках. Он стал незаменимым оружием разведчиков, лыжников, партизан. Небольшие размеры ППС делали его очень удобным и маневренным при ведении боя в траншеях, в густом лесу, в зданиях.
Так, 24 мая 1944 г. заместитель командующего артиллерией 2-ой ударной армии полковник Каразаев докладывал заместителю командующего артиллерией Ленинградского фронта: «Командиры подразделений и бойцы 131, 48, 124 и 191 сд (сд — стрелковая дивизия — прим. ред.), участвовавшие в операциях с автоматами ППС-43, заявляют, что данный автомат прост в устройстве, разборке, сборке и освоении, магазин легко снаряжаем, надежен и безотказен в работе, всегда готов к немедленному действию. Единственный недостаток — нет переключателя на одиночную стрельбу, но данный недостаток устраним при хорошей натренированности. Коротким нажатием на спусковой крючок можно достичь одиночных выстрелов» (Архив МО СССР, ф. 81, оп. 12040, д. 242, л. 122. — см. Болотин Д. Н. Советское стрелковое оружие. — М.: Воениздат, 1983. — 304 с., 8 л. ил. — стр. 135. — прим. ред.).
Пистолет-пулемет системы Судаева обр. 1943 г. по многим параметрам превосходил иностранные образцы этого вида оружия, применявшиеся в период второй мировой войны, в частности, германский МР-40.