Значительный вклад в дело вооружения пехоты второй половины ХХ в. внес ученый-оружейник В.Ф. Лютый. Его деятельность практически не освещена в печати. Хотелось бы восполнить этот пробел, ведь человек славен своими делами, а жив — пока о нем помнят.Родился Василий Федорович в 1918 г. на Кубани, в станице Усть-Лабинская. Его отец, рабочий-строитель, как член ревкома был зверски казнен белогвардейцами еще до рождения сына. Такая же участь постигла и брата матери В.Ф. Коломийцева, известного на Кубани комиссара. Мать одна растила двоих малолетних детей, зарабатывая на жизнь шитьем. От голода спасали огород и рыбалка, к которой маленький Вася питал большое пристрастие.
Еще до школы смышленый мальчик овладел чтением и счетом, поэтому был принят сразу во второй класс. Любознательный Вася много читал и, обладая хорошей памятью, очень быстро все усваивал. После окончания 7 классов в 1932 г. Василий поступил в ФЗУ, а в 1933 г. был принят в Ростовский Индустриальный техникум. Учился он на "отлично". Был секретарем комсомольской организации.
В 1936 г. Лютого в числе лучших учащихся направляют по всесоюзному комсомольскому набору для поступления в Артиллерийскую Академию Красной Армии. Конкурс был огромный: 27 человек на место. Робевший вначале, застенчивый деревенский парнишка сдал 4 экзамена на "отлично". И хотя на пятом экзамене он получил двойку (сказалось плохое преподавание иностранного языка на периферии), все же был принят в академию с условием, что в первую же сессию сдаст иностранный язык на "отлично". Василий принялся за изучение французского языка, которому отдал предпочтение и скоро уже настолько хорошо владел им, что смог защитить на этом языке дипломный проект, и был рекомендован для стажировки во Францию. Однако события 1938–1939 гг. помешали осуществлению этих планов.
Лучшие качества В.Ф. Лютого как личности, ученого и человека сформировались в годы учебы в Артакадемии, где он учился у замечательных представителей военной научной мысли (П.А. Гельвих, В.Д. Грендаль, И.П. Граве, Н.Ф. Дроздов, Д.А. Вентцель, М.Е. Серебряков и др.). Возглавлял факультет стрелкового вооружения, на котором учился Василий, основатель школы научного исследования и проектирования автоматического оружия А. А. Благонравов. Молодого студента окружали талантливые, жизнерадостные, жаждущие знаний товарищи и друзья. Учеба перемежалась часами досуга с дружеской беседой, юмором и шуткой, которые не были чужды Лютому.
Не могли не повлиять на мировоззрение Василия тревожные события 1937–1938 гг., когда он стал свидетелем многочисленных арестов слушателей, профессуры и даже начальника и комиссара академии (Тризны и Генина). Наделенный обостренным чувством справедливости, Лютый, один из немногих, вступился на комсомольском собрании за оклеветанных товарищей и был гневно осужден за это членами партбюро. Лишь безупречная биография и отличная успеваемость помогли избежать ему участи репрессированных.
После всего пережитого Василий уже больше не был тем "твердокаменным" комсомольцем и активистом, каким он был раньше. События последних лет породили в душе юноши скепсис в отношении "любимых" вождей.
5 мая 1941 г., закончив с отличием академию, Лютый попал на торжественный прием выпускников военных академий в Кремле, где впервые увидел вблизи руководство страны. Но его поразила не пышность торжеств, а раболепное поведение их участников в присутствии Сталина, а также несправедливые нападки "отца народов" на посмевшего возразить ему начальника Артакадемии Сивкова, который на следующий день был снят с должности.
Вместе с Лютым заканчивали академию Яков Джугашвили, сын Сталина, и будущий конструктор Алексей Судаев, с которым Василий очень дружил.
16 мая 1941 г. в числе лучших выпускников факультета Лютый прибыл на Научно-исследовательский полигон стрелкового и минометного вооружения Главного Артиллерийского Управления (НИПСМВО ГАУ) Красной Армии на должность инженера-испытателя. Полигон, просуществовавший до 1960 г. (он находился недалеко от поселка Щурово, под Коломной), являлся центральным научным учреждением, через которое проходила вся новейшая техника, разрабатывающаяся для вооружения армии. На полигоне проводились исследования в области автоматического оружия, конструкторские и экспериментальные работы по созданию перспективных видов вооружения, составлялись руководства по эксплуатации новых образцов оружия. Здесь же проводились испытания образцов иностранного вооружения и обобщался опыт боевого применения вооружения пехоты.
Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война выявила серьезные просчеты, допущенные руководством страны и армии и очень усложнившие положение с вооружением пехоты (оно было катастрофическим). Пистолеты-пулеметы (ППШ) были приняты на вооружение армии только в 1940 г., а массовое их поступление в войска началось только в 1941 г. Винтовок не хватало, так как шло перевооружение автоматическими СВТ, которые оказались малонадежными. Станковые пулеметы промышленностью почти не выпускались, потому что новый ДС образца 1939 г. был снят с вооружения из-за низкой надежности и прочности, и пришлось запускать в производство старый "Максим" образца 1910 г. Противотанковых ружей и гранат в армии не было совсем. Все работы, направленные на исправление этого положения, кроме вопросов производства, легли на плечи работников полигона.
Лютый попал в сплоченный коллектив очень квалифицированных специалистов, что помогло ему быстро освоить дело. Работать приходилось очень много. Надо было срочно испытывать новые образцы оружия, составлять руководства по эксплуатации, писать памятки, наставления по их боевому применению. Все это сочеталось с боевыми дежурствами возле зениток и обороной полигона, так как враг находился в 20 км.
Первой большой работой Лютого было участие его в качестве ведущего испытателя и соразработчика противотанковых ружей (ПТР) В. А. Дегтярева и С. Г. Симонова. ПТР Рукавишникова, снятое с производства и вооружения в 1940 г., после доработки и испытаний опять не было принято на вооружение, как сложное в производстве. По поручению Сталина конструкторы Дегтярев и Симонов в месячный срок разработали ПТР, которое в начале августа было испытано на полигоне. По результатам испытаний были отобраны перспективные образцы и проведена их доработка. Дегтяреву предложили остановиться на втором образце, сделав его однозарядным, и использовать откат ствола только для отпирания затвора. Была изменена конструкция неустойчивых сошек. Симонову поручили изменить конструкцию ружья таким образом, чтобы его можно было перезаряжать без отрыва приклада от плеча. Оба ПТР были усовершенствованы, в результате чего повысилась их надежность. В июле 1941 г. они успешно прошли полигонные госиспытания, а в августе были приняты на вооружение. В июне 1942 г., после того, как в процессе применения ПТР были выявлены их недостатки, Лютый участвовал в разработке мероприятий по их правильной эксплуатации в войсках, а затем — в доработке ПТР, целью которой было устранение тугой экстракции гильз, после чего оружие стало вполне надежным, а Дегтярев и Симонов были удостоены Сталинской премии.
Позже Лютый участвовал в создании пулемета СГ-43. В марте 1942 г. ГАУ объявило конкурс на создание легкого станкового пулемета, для замены "Максима". Лучшим опытным образцом оказался пулемет П.М. Горюнова. В декабре 1942 г. пулемет был запущен в опытную серию для всесторонних испытаний. С января по апрель 1943 г. Лютый руководил боевыми испытаниями первой партии пулеметов, в феврале вместе с инструкторами и бойцами — находился в частях 8-й Гвардейской армии 3-го Украинского фронта. В ходе наступательной операции он прошагал весь путь от Днепропетровска до Одессы. В бою под Новой Одессой Лютый с бойцами часами находился рядом с пулеметами в ледяной воде Южного Буга. Люди и техника выдержали все. О результатах испытаний Лютый лично докладывал в ставку Генштаба. Оценив все достоинства и недостатки системы, он дал рекомендации по усовершенствованию пулемета Горюнова, который после доработок в мае 1943 г. успешно прошел госиспытания и был принят на вооружение. Доработки пулемета, по предложению Лютого, заключались в замене приемника ленты, изменении защелки ее крышки, замене левой подачи ленты на правую (более удобную), установке удобного рамочного прицела. Для замены горячего ствола установлена рукоятка с деревянными накладками. Изменениям подвергся и станок Дегтярева, который получил складную стрелу, деревянные колеса и упрочненную ось для них. Были удалены подлокотники и ящик ЗИП, упрощены и облегчены детали пулемета. В результате боевой вес пулемета снижен до 40,4 кг. Но этим не завершилась работа над СГ-43. Учитывая опыт боевой эксплуатации пулемета, Лютый вместе с ответственным работником ГАУ Е.И. Смирновым, конструкторами полигона и Ковровского завода в 1944–1945 гг. модернизировали его. СГМ получил более живучий оребренный ствол, удобную рукоятку перезаряжения, регулируемый замыкатель ствола для быстрой его смены, усовершенствованный спусковой механизм. На пулемет также был установлен амортизатор, в результате чего повысились показатели устойчивости и меткости огня. Были разработаны вначале облегченный колесный станок, а затем — удобный треножный, с которым пулемет стал весить 27,5 кг. СГМ участвовал в боях 1945 г., был на вооружении Советской Армии до 1963 г., а в настоящее время остался в арсенале армий 15 стран. За участие в этих разработках Лютый был награжден в 1944 г. орденом "Знак Почета" и получил большую денежную премию от Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова.
В 1943 г. В.Ф. Лютый совместно с Н.М. Афанасьевым (создатель автоматических пушек и пистолета-пулемета "Кипарис") и В.С. Дейкиным (представитель ГАУ на полигоне) создали легкий простой ручной пулемет ЛАД с ленточным питанием под патрон ТТ с эффективным огнем на дальность свыше 200 м, согласно новым требованиям. Пулемет успешно прошел госиспытания и был рекомендован для принятия на вооружение (главным образом партизанских формирований). Однако в связи с тем, что в это время приступили к разработке патрона образца 1943 г. и оружия под него, в серийное производство ЛАД не пошел.
В 1943–1944 гг. В.Ф. Лютый был руководителем работ по созданию нового автомата под патрон образца 1943 г. и других образцов новой системы вооружения пехоты, проводил конкурсные испытания ручных пулеметов, в результате которых был принят на вооружение РПД-44. С апреля 1944 г. начался "марафон" по отбору автоматов для вооружения армии. В конкурсных испытаниях первого этапа участвовало 9 опытных образцов конструкции Дегтярева, Симонова, Коровина, Токарева, Судаева и Кузьмищева. В августе к ним присоединились образцы Шпагина и Булкина. По результатам полигонных и войсковых испытаний в 1945 г. лучшим признали автомат конструктора Судаева (АС 44), единственным недостатком которого была его большая масса.
В начале 1945 г. Лютый был назначен заместителем председателя Госкомиссии по войсковым испытаниям в Средней Азии комплекса вооружения: СКС, АС-44, РПД-44, ДПМ, ДТМ, СГМ и КПВ. В этом же году он приступает к исполнению обязанностей начальника испытательного подразделения полигона.
За годы войны Лютый выполнил самостоятельно 12 научно-исследовательских работ, большая часть которых реализована в образцах оружия. Тематика некоторых работ: определение оптимальных параметров кривых стволов и разработка их технологии изготовления (ППШ-45, опытный пистолет Марголина, пулемет "Бук"); глушители; минимизация периода последействия выстрела. Через его руки прошло практически все стрелковое оружие, созданное до 1949 г. Лютый был лично знаком и поддерживал тесные связи со всеми его создателями. Со многими из них он дружил (например, с В. Г. Федоровым, которому помогал в трудные времена). Такое взаимодействие творчески мыслящих людей способствовало взаимному обогащению их опыта и знаний. Поскольку работой полигона руководили ГАУ, Генштаб и Минобороны, Лютому приходилось также решать важные вопросы, касающиеся вооружения армии. Одной из самых значимых своих работ Лютый считал "Исследование боевого применения автоматического вооружения на фронтах Великой Отечественной войны", материалы для которой он собирал во фронтовых частях. Эта работа послужила базой для создания послевоенной системы вооружения пехоты. Так, например, еще в то время была сформулирована современная натовская концепция PDW. Лютый также внес вклад в дело разработки современных методик испытания оружия. Его отчеты по испытаниям считались одними из лучших.