Окончание. Начало см. журнал «Оружие и Охота», 2017 г., №2-5.
Патроны для револьверов системы Нагана
Патроны, которые использовались для стрельбы из «наганов» до появления систем с обтюрацией, принципиально мало, чем отличались от прочих револьверных боеприпасов центрального боя того времени. Для револьверов Нагана обр. 1877 г. это были мощные патроны калибра 11 мм со свинцовой безоболочечной пулей и латунной гильзой, снаряжаемые дымным порохом. Патроны подобной конструкции использовались в револьверах Нагана обр. 1878, 1883 и 1878/86 гг. Основное их отличие от патронов к «нагану» обр. 1877 г. заключалось в уменьшенном (с 11 до 9,4 мм) калибре.
Однако с появлением револьвера обр. 1887 г. калибра 7,5 мм начались эксперименты с патронами под бездымный порох. Так, если для первых образцов револьверов обр. 1887 г. использовались швейцарские патроны калибра 7,5 мм системы «Шмидт», снаряжаемые дымным порохом, то использование бездымных порохов в патроне той же конструкции привело к резкому ухудшению кучности стрельбы из револьверов. При исследовании причин этого явления выяснилось, что прежняя конструкция пули не годится для заряда нового, значительно более мощного пороха. Дело в том, что пуля патрона системы «Шмидт» выполнялась свинцовой безоболочечной, обернутой в области ведущей части полоской бумаги. Это позволяло при каждом последующем выстреле счищать в канале ствола пороховой нагар от предыдущего. При использовании дымных порохов подобная конструкция пуль встречалась и в более мощных винтовочных патронах и полностью себя оправдывала. Однако мощность заряда бездымного пороха для свинцовой пули указанной конструкции, как оказалось, была чрезмерной, и пули попросту срывало с нарезов. Для предотвращения подобного явления свинцовую пулю заключили в оболочку из мельхиора (сплав меди с никелем). До сих пор считается, что по своим эксплуатационным качествам мельхиоровая оболочка является наиболее выгодной для обеспечения высокой живучести ствола и придания пуле требуемых внешнебаллистических характеристик. Но при массовом производстве боеприпасов выяснилось, что такая оболочка — удовольствие слишком дорогое, и в разных странах начали искать замену мельхиору.
Оболочечная пуля калибра 7,5 мм к патрону с дымным порохом поначалу была несколько упрощенной формы. Ее головная часть выполнялась с плоской площадкой диаметром около 4 мм, далее — обычный конусный переход к цилиндрической ведущей части. Подобная конструкция должна была придать ей останавливающее действие, близкое к параметрам свинцовой пули. Однако впоследствии выяснилось, что и оживальная головная часть пули револьверного патрона обеспечивает ей должные показатели, поэтому в дальнейшем оболочечные пули стали изготавливать с головной частью оживальной формы.
В 1890 г., после загадочного отказа Г. Пипера от прав на изобретение револьверного механизма обтюрации, Л. Наган решил использовать эту идею в своем оружии. В результате к 1892 г. был создан семизарядный револьвер калибра 7,62 мм с патронами оригинальной формы. Дело в том, что для работы системы обтюрации Г. Пипера, требовалась гильза, закрывавшая пулю на всю длину и имевшая зауженное дульце для обеспечения свободного ее вхождения в казенную часть ствола. Патроны Л. Нагана калибра 7,62 мм в точности соответствовали принципиальной схеме 8-мм патрона Г. Пипера и лишь незначительно отличались размерами (см. табл. 1).
В патронах систем Пипера и Нагана гильза выполнялась цилиндрической формы, с небольшим конусом, имевшим исключительно технологическое предназначение, позволяющее облегчить ее изготовление и экстракцию. Дульце гильзы было зауженным, с крутым скатом. В старых бельгийских патронах к «нагану» калибра 7,62 мм пуля крепилась в гильзе способом плотной посадки и даже могла иметь определенную степень свободы движения. Дульце гильзы выступало над пулей на 1,5-2 мм. Патроны, конструктивно аналогичные бельгийским, производились также в Германии и Франции.
В 1892 г. Л. Наган предложил российскому военному ведомству для испытаний новый семизарядный револьвер с обтюрацией и 200 патронов к нему, снаряженных мелким охотничьим порохом и оболочечными пулями двух типоразмеров: массой 6 и 7 г.
Начальная скорость этих пуль составляла порядка 300 м/с.
Они пробивали пакет из 5 сосновых досок, тогда как пуля состоявшего на вооружении российской армии револьвера «Смит и Вессон» пробивала только 3 доски. Эти показатели стали для Л. Нагана весьма обнадеживающими. Однако во время испытаний револьвера в технические требования для боеприпаса были внесены изменения. Порох, которым надлежало снаряжать патроны к новому револьверу, не должен был содержать нитроглицерина: такой порох при длительном хранении становился взрывоопасным, и не горел, а детонировал, что могло стать причиной разрушения оружия, со всеми вытекающими последствиями. В то время над бездымными порохами очень основательно работал выдающийся русский химик Д.И. Менделеев. Он разработал рецепт пироколлоидного пороха*, с гораздо лучшими показателями, чем у французского бездымного, применявшегося в патронах Нагана первых партий. Кроме высоких качественных показателей, русский порох был значительно безопаснее в производстве. Так, например, при производстве русского бездымного пороха его обезвоживание производилось химическим путем**, при помощи спирта, при производстве же бездымного пороха по французской технологии его сушили с помощью огня. В одно время производившийся на Охтенском пороховом заводе французский порох взорвался в сушилке. Кроме причиненных немалых финансовых потерь, это унесло и жизни нескольких рабочих.
Все это происходило в конце 80-х — начале 90-х гг. XIX в. Путь изобретенного Д.И.Менделеевым пороха оказался не слишком гладким. Организационные и технические причины не позволили сразу наладить производство отечественных порохов. Поэтому, при приеме на вооружение револьвера Нагана в 1895 г., одновременно был принят и патрон к нему — с пулей массой 7 г и зарядом мелкого «царского» пороха*** массой 1,1 г.
Во время испытаний револьвера в России Л. Наган заменил пулю с оживальной головной частью пулей с плоской головной частью, диаметром 4 мм. Это позволило сократить длину пули на 1 мм, при одновременном сохранении прежней массы. Таким образом, верхний срез пули находился на 1,5-2 мм ниже среза гильзы. Для упрощения технологии производства патронов обжимку дульца гильз стали выполнять не ступенчатой, а конусной. Несколько позже пули стали крепить в гильзе кернением в двух точках, что предотвращало их смещение при сотрясении от выстрелов предыдущих патронов. Это также способствовало улучшению кучности стрельбы из револьвера: поскольку камера сгорания порохового заряда приобрела постоянный объем, скорость сгорания пороха и давление пороховых газов также стали постоянными, а значит, что их воздействие на пули при стрельбе стало одинаковым.
С развитием производства бездымных порохов в России патроны к «нагану» стали снаряжать отечественным бездымным порохом марки «Р» (револьверным).