Предварительно позвонив, у меня появился молодой человек и сообщил, что его знакомый владеет необычным старинным ружьем с богатой биографией. По его словам, подтвержденным, правда, охотничьим билетом 1932 года, первый советский владелец получил это ружье при не совсем обычных обстоятельствах.
До революции на Волыни существовало богатое имение аристократов Понятковских, среди дальних родственников которых числился даже польский король. В смутное революционное время имение осталось бесхозным и будущие колхозники окрестных сел, буквально восприняв лозунги большевиков, дружно экспроприировали панское добро. В числе «трофеев» оказалось и ружье необычной конструкции, которым первый новый его владелец очень гордился, считая, что оно принадлежало, чуть ли ни польским королям, а местные знатоки определили дату его изготовления как 60 годы XIX века. И теперь потомок этого предприимчивого колхозника пожелал узнать больше о предмете семейной гордости… Удивительно, что это полуторавековое ружье, находясь в собственности нескольких владельцев, не затерялось в перипетиях жестоких событий истории, прокатившихся через эту многострадальную область украинской земли.
Теперь о самом ружье, которое оказалось отнюдь не древней фузеей, а вполне приличным бескурковым ружьем 16-го калибра. Стволы в довольно хорошем состоянии, длиной 760 мм, без эжекторов, гравировка типично немецкая, приклад в шейке сломан и кустарно стянут шурупами. К сожалению, погнута нижняя личинка, содержащая изюминку этой конструкции, которая заключается в заменяющем предохранитель рычаге поджатия боевых пружин, похожем на тот, что запатентован фирмой «Нимрод».
Вся интрига заключается в том, что такой механизм изображен чуть ниже на той же странице справочника LUGS Handfeuerwaffen, что и механизм тандема Thime и Schlegemilch («Нимрод» см. журнал «Оружие и Охота» номер 2, 2018 г.), а запатентован он Иммануилом Меффертом, о котором журнал «Оружие и Охота» уже неоднократно писал, но не останавливался на данной конструкции. Механизм конструкции И. Мефферта проще чем «Нимрод»: на спусковой личинке — замки типа «Блитц» с длинными взводителями и причудливо изогнутыми боевыми пружинами, задний конец которых поджимается оправленным роговой накладкой рычагом. Последний в свою очередь защелкивается при полном прижатии к полупистолетной шейке ложи. Если необходимость в выстреле отпала, достаточно освободить рычаг, нажав на защелку, и ружье станет полностью безопасным, хотя и со взведенными курками. Подобные решения были в то время реализованы в некоторых малораспространенных моделях оружия: например, тройнике работы малоизвестного мастера Роберта Шраера Гуттингена, а также реализовались в популярной в начале XX века модели «горизонталки» «Идеал» французской фирмы «Манюфранс», у которой рычаг взведения, расположенный за скобой, являлся одновременно и ключом затвора. В наше время эта идея используется довольно широко, правда функцию нижнего рычага взял на себя верхний ползун Ягера, но принцип остался тем же. Реализован он также в пистолете Heckler&Koch P7, в котором похожий рычаг за скобой взводит внутренний ударник для первого выстрела.