Имя этого мастера и в пору рассвета его фирмы было не особенно известно. Но знатоки высоко ценили изделия его мастерской. Большинство простых охотников не безосновательно считали лучшими немецкими ружьями изделия Зауэра и Меркеля. Однако только в Зуле было до войны не менее двухсот оружейников, занимавшихся частным промыслом, изготавливая ружья на заказ. Были они и в других населенных пунктах Германии. Большинство ружей оказывались похожими друг на друга, что связано с особенностью производства частников, так как для выработки своего штучного оружия они, как и большинство мелких производителей во всем мире, использовали заготовки крупных фирм, имеющих возможность производить дешевую массовую продукцию, и охотно продающих полуфабрикаты. Такой фирмой в Германии был не особенно известный до войны в СССР концерн Зимсона, самый крупный, поднявшийся на военных заказах. Поковки ружейных колодок этой фирмы в разной степени готовности покупали практически все частные мастера Германии. Только самые крупные производства вроде Зауэра или Грейфольта могли позволить себе иметь цех производства этой базовой детали ружья, но и их детали не отличались по конструкции от общепринятых. Только редкие мастера с индивидуальным почерком выпускали ружья оригинальной конструкции и необычного исполнения, но они теряются на фоне остальных, получивших в бывшем СССР нарицательное имя «немец». Ружья Вольфа не выделялись на этом фоне, однако отличались качеством изготовления и были более изящными, чем продукция массового производства.
Когда я серьезно заинтересовался оружием, то стал еженедельно обходить доступные киевские охотничьи магазины, высматривая новые или неизвестные старые образцы ружей, которые ранее выставлялись на продажу в комиссионных отделах. В один из таких дней я спросил у знакомого оценщика из охотмагазина на Крещатике, Алексея Алексеевича Бердника, что нового из старого было на этой неделе. Полистав учетную книгу, он сообщил, что из хороших ружей прошел Вольф. Я уже слышал об этом мастере и захотел увидеть это ружье. Пока я переписывал адрес нового владельца из этой книги, оценщик вкратце охарактеризовал ружье и назвал цену, за которую оно ушло. Она оказалась значительно выше, чем у Зауэров, проданных в тот же период . Однако мой знакомый пытался отсоветовать тратить время на поездку для ознакомления, мол, ничего особенного я не увижу.
— Так почему же цена такая высокая? — спросил я.
— Потому, что это Вольф, — ответил тот.
После этого я видел немного, штук пять Вольфов, и только последний я смог сфотографировать для этой статьи.
Но сперва о Вольфах, как о мастерах.
Сведений о них в доступной русскоязычной печати немного. Оружейный мастер Альберт Вильгельм Вольф основал свое дело в начале ХХ века, и некоторое время эта мастерская поставляла другим производителям ружейные замки и другие металлоизделия. В двадцатые годы на рынке появились ружья, полностью сделанные в мастерской Вольфа. Судя по всему, ружья делались на заказ, так как А. Вольф заслужил хорошую репутацию аккуратностью и качеством своей работы, а конкурировать в выпуске серийного оружия с более технически оснащенными производствами, да еще и в послевоенное кризисное (Первая мировая) время было невозможно.
Не внося ничего нового в конструкцию (мне ни о каких усовершенствованиях Вольфа в области оружия не известно), его мастерская производила из массовых полуфабрикатов более привлекательные изделия, и хотя они были дороже, успехом они пользовались, что видно хотя бы из того, что фирма не обанкротилась, а просуществовала до конца Третьего Рейха и даже после него. Ассортимент продукции был самый широкий, ведь все ружья делались штучно, причем для оформления безукоризненно выполненных дорогих экземпляров привлекались лучшие гравера Зуля. Однако довоенных Вольфов имеется немного, все они попали в СССР в качестве трофея. Мне удалось увидеть прекрасную двухстволку — горизонталку 12 калибра с полными замками и эжекторным механизмом 1928 года выпуска. На прицельной планке кроме имени мастера было золотом набито изображение волка. Другое ружье Вольфа, которое мне запомнилось, это тройник обычной конструкции, типичный для 30-х годов, но выполненный с некоторым изяществом, обычно не присущим немецкой школе. Делал А. Вольф и вертикалки, похожие на Меркеля, и комбинированные двухстволки разных типов, но мне они не попадались.
Очевидно к началу Второй мировой войны А. Вольф значительно расширил производство, которое не особо пострадало в военную разруху, что позволило фирме принять довольно большое участие в производстве репарационного оружия, которое полностью ушло в СССР и которое и составило славу Вольфу в среде наших охотников.
Дело в том, что послевоенное производство оружия в Зуле, потребителем которого стали советские охотники, производилось в условиях страшной разрухи и нехватке квалифицированных рабочих, поэтому происходила потеря качества, что и следовало ожидать при условиях жесткого плана производства. На выполнение этого плана работали все оставшиеся производственные силы, и только Меркель, Бюхаг и Вольф могли удержать довоенную марку, но это была небольшая часть импорта. В СССР ружья Вольфа по обязательным поставкам поставлялись до 1955 года, дальше по торговым соглашениям.
Технической базой этих ружей была модель 8 фирмы Зауэр, но так как заготовки колодок брались на самом мощном в довоенном Зуле заводе Зимсон, то ружья Вольфа были чем-то средним между обоими образцами. Однако исключительно высокое качество сборки и более тщательная отделка заметно выделяли их на общем фоне послевоенного оружия даже в простых образцах серийного производства. Именно такое ружье, типичное для Вольфа того времени, и удалось сфотографировать.
На прицельной планке выгрявировано название фирмы A.W.WOLF.SUHL. (такая же надпись отчеканена на подушке колодок), номер ружья небольшой — 8045, калибр 12, длина стволов стандартная для ружей Вольфа — 720 мм, вес — 3 кг. На стволах клеймо ижевской стали SPESIAL-GEWEHRLAUFSTAHL, какое-то время идущей вместо традиционной крупповской.
Так как поковка ствола бралась на заводе Зимсона, то просматриваются клейма Simson, выполненные прописью. Конструкция ружья — типичный «немец» с зимсоновским уклоном в части упрощенного устройства спусковой личинки. Однако шептала верхнего расположения — более рационально, хотя и более трудоемко — размещены «по-зауэровски» в колодке с устройством замков Энсон-Дилеевского типа. Запирание тройное с болтом Гринера, типичное. Так как это ружье самое простое в линейке оружия Вольфа, то эжекторы отсутствуют. Оформление тоже типично простое. Дерево родное, да и все ружье отлично сохранилось благодаря бережному с ним обращению. Это в принципе такое же ружье, какое я увидел впервые в далекие шестидесятые годы. Невзирая на его немецкую типичность, ружье как-то иначе лежит в руках, чем Зауэр и Зимсон. Вероятно, сказывается баланс и его абсолютная прикладистость.
С 1956 года А. Вольф, находясь в «свободном плавании» и не стесненный обязанностью массовых поставок, понемногу стал входить на рынок с новыми моделями, похожими на довоенные, тем более, что были ослаблены ограничения на производство традиционных для него двойников и тройников, а с 1963 года и двухствольных штуцеров. Конечно, это оружие не попадало в СССР, но поставки двухстволок еще продолжались. Альберт Вольф скончался в 1965 году и руководство компании перешло к его сыну Вальтеру Вольфу, который постарался еще больше расширить ассортимент выпускаемой продукции, но в 1972 году эта частная фирма была национализирована и стала называться «Народное предприятие Фабрика охотничьих ружей» (VEB Jagdgewehrfabrik), однако, традиционно для немецкого производства, марка фирмы сохранилась (как сохранились в то время марки не существующих уже Зауэров и Зимсонов) и с этим логотипом оружие, в основном комбинированное, выпускалось до 1990 года, когда фабрика стала вновь частным предприятием, а владельцем его — дочь Вальтера Вольфа. В настоящее время это небольшое предприятие занимается ремонтом оружия и производством его на заказ — A. Wolf, Jagdwaffen Fabrikation und Reparatuz.