Окончание.
Начало см. журнал «Оружие и Охота»
№6, 2020 г. и №1 и 2 2021 г.
Глушители, в которых реализуется принцип преобразования энергии пороховых газов в механическую, составляют третью группу глушителей.
В 1898 г. француз Гумберт запатентовал насадку с шариковым клапаном (рис. 1), подробное описание которой приведено в первой части статьи о глушителях.
Существует также системе высокой степени надежности и эффективности с механическим клапаном пинцетного типа (рис. 2).
В глушителях этой группы энергия пороховых газов, проходящих через глушитель, затрачивается не только на работу клапана, но и на деформацию упругих элементов-демпферов, расположенных внутри корпуса глушителя. Самое простое решение здесь — сделать расширительные камеры не постоянного (фиксированного) объема, а дать возможность диафрагмам свободно перемещаться внутри корпуса глушителя, установив между ними не втулки, а специально подобранные пружины. В этом случае перегородки, как поршни в цилиндре, будут стремиться под воздействием давления газов сместиться вперед, сжимая пружины (рис. 3). Именно такой принцип использовала французская фирма «Gaucher» («Гоше») в бесшумном пистолете «Phantom» («Фантом») калибра .22 L.R., сочетав его с интегрированным глушителем.
Снижение звука выстрела может быть достигнуто при продольном перемещении корпуса глушителя относительно его внутренней части, неподвижно закрепленной на конце ствола. Именно такое решение предложил в 1984 г. германский оружейник Сматч (J.R. Smatch). Глушитель перед выстрелом почти полностью надвинут на ствол. Во время выстрела газы, направляемые каналами, высверленными в неподвижно закрепленной части, подобной дульному компенсатору, воздействуют на внутренние перегородки внешнего корпуса, заставляя его перемещаться вдоль ствола. Когда корпус глушителя полностью выдвигается вперед, его задняя часть образует расширительную камеру, куда отводятся газы, не участвующие в механической работе. Здесь они расширяются, остывают и стравливаются в атмосферу через ряд капиллярных отверстий (рис. 4). После падения давления корпус возвращается на место под действием возвратных пружин, укрепленных на двух направляющих, расположенных по бокам ствола (рис. 5). Устройство это интересно инженерным решением, но не лишено недостатков: