Главная / 2001 / Оружие и охота №7

Колпачковые пули для гладких стволов

Боеприпасы и снаряжение

Кто из охотников нашего времени не знаком с колпачковыми пулями для охотничьих гладкоствольных ружей, выполненными из традиционного для этих целей материала — свинца? Скорее всего тот, кто не охотится на копытных, в силу чего ему на охоте не нужны пули в стволах. Но многие охотники своими руками изготавливают эти боеприпасы и успешно применяют их.Чего греха таить, и в моем доме лежат на полке пока невостребованные дюралевые формочки для отливки колпачковых пуль под калибры моих ружей. Это дань тому времени, когда в наших магазинах трудно было найти качественно изготовленную пулю, которая полностью удовлетворяла бы предъявляемым к ней требованиям по точности поражения цели и кучности боя. В 80-е гг. на прилавках оружейных магазинов можно было увидеть разве что сферическую подкалиберную пулю "Спутник", исковерканную нашими производителями пулю Бреннеке и неудачный вариант пули Майера —"турбинку".

И вполне понятно, почему тогда внимание охотников Советского Союза привлекла к себе в журнале "Охота и охотничье хозяйство" (№ 8, 1974) публикация материала об американской пуле Фостера. Свинцовый корпус этой пули похож на колпачок или наперсток с полусферической головной частью и наклонными ребрами на внешней боковой поверхности и по форме напоминает свинцовую пульку для пневматической винтовки. Разработка Фостера оказалась очень удачной и завоевала широкую популярность у охотников. В настоящее время многие оружейные фирмы (это видно из их каталогов) предлагают патроны, снаряженные этой пулей как в обычном варианте, так и в варианте "Магнум".

В бывшем Союзе, как о том свидетельствуют публикации все того же журнала "Охота и охотничье хозяйство" (№ 2, 1982 , № 11, 1991), родилась ее, если не родная, то уж двоюродная сестра точно — пуля "Диаболо". Она тоже является увеличенным вариантом пульки для пневматической винтовки. В статье Лопаткиных "Пуля "Диаболо" (см. "Зброя та Полювання", № 2, 2000) она представлена с хорошей стороны и достаточно основательно, поэтому сейчас нет смысла подробно останавливаться на ней. Скажу только, что пуля эта известна достаточно давно и нашла своих приверженцев, которые с успехом используют ее на охоте. Правда, мне приходилось сталкиваться с людьми, не искушенными в тонкостях ее снаряжения: они использовали пулю, не заполняя хвостовую полость смесью парафина с древесными опилками лиственных пород. А ведь она изготовлена из мягкого материала, и такое наполнение необходимо во избежание деформации тонких стенок ее корпуса еще в стволе в начальный период выстрела. Деформация лишает пулю тех качеств, которыми стремились наделить ее разработчики.

Вообще, колпачковая пуля любого типа требует заполнения своей полости. Помимо предотвращения деформации ее корпуса, это помогает избежать нежелательного вдавливания в полость пыжей. Следствием изменения цилиндрической формы пыжа, вдавленного в полость, является неравномерность передачи усилия пороховых газов на пулю и снижение обтюрации, что способствует увеличению прорыва пороховых газов между пыжами и стенками канала ствола. Многие охотники-любители стали авторами собственных моделей колпачковых пуль. Такие пули обычно представляют собой свинцовый цилиндр, имеющий полость в хвостовой части, а на боковой поверхности — четыре, шесть или восемь продольных центрирующих ребер. В конструкции могут присутствовать поперечные пояски, а на плоском торце головки пули — располагаться сферические или конические выступы различных размеров.

Мой приятель Алымов, не довольствовавшийся пулями сомнительного качества, предлагаемыми отечественной промышленностью, разработал подобную и довольно удачную модель еще в 1978 г. Головную часть он заимствовал у пули Бреннеке последнего образца, цилиндрический корпус оснастил восемью продольными ребрами, а возле торцевого среза хвоста — поперечным пояском.

Чтобы пыж не вдавливался в полость корпуса пули, Алымов поместил в нее стержень, длина которого равна глубине самой полости.

Ружье ИЖ-27 16 калибра, снабженное целиком по образцу винтовочного прицела, показало довольно кучную стрельбу этими пулями. Центр пулевых отверстий в мишени чаще всего располагался не далее чем в 30 мм от точки прицеливания. Разброс попаданий на дистанции 50 м составил около 80 мм. Страстный спорщик, Алымов выигрывал пари, разбивая с этого расстояния бутылку. Я, со своей стороны, советовал бы охотникам быть более разборчивыми в выборе мишени и упоминаю о "проделках" друга только лишь для того, чтобы подчеркнуть, насколько автор пули был уверен в своей разработке, успеху которой предшествовали длительный процесс подбора навески пороха и пристрелка.

Формы корпусов колпачковых пуль и полостей в них выбирались таким образом, чтобы сместить центр тяжести этого небольшого снаряда вперед, к головной части, т. е. увеличить так называемую стреловидность. Еще одно из условий стабилизации пули в полете — легкая часть корпуса во время движения в воздушной среде располагается позади более тяжелой — исключает ее нежелательное кувыркание. А вот у пули Алымова, что очень интересно, центр тяжести находится точно посередине корпуса. Но это не мешает ее отличной стабилизации. После выстрелов в мишени не обнаружено ни одного овального отверстия, все правильной круглой формы со следами ребер по краям. Еще одно достоинство конструкции пули обнаружилось в процессе ее обдувки в простейших "аэродинамических трубах", в качестве которых применялись фен или пылесос. Пуля поворачивалась своей головной частью навстречу набегающему потоку воздуха. Колпачковые пули и сейчас можно увидеть на прилавках магазинов. Некоторые охотники, есть такие и среди моих приятелей, называют их пулями Фостера. Считаю это неправильным. Понятие "колпачковые" объединяет в себе, как уже было сказано, все пули, напоминающие своей формой колпачок, т. е. имеющие полость в своей хвостовой части. Но, как вы видели на примере пули Алымова, их отличают разные конструктивные особенности, которые и определяют способы их стабилизации в полете. Вот почему нельзя отождествлять, например, пули Алымова и "Диаболо" с пулями Фостера. Сама пуля Фостера занимает свое определенное место в ряду современных колпачковых пуль для гладких стволов. Подчеркиваю — современных. Именно она своим появлением на свет в не столь отдаленные времена послужило примером для развития пуль колпачкового типа.

В XIX в. уже существовала колпачковая пуля для гладких стволов — системы Нейслера (разработана в 1854 г.). Она своим внешним видом и формой напоминает в чем-то пулю Фостера. Та же полусферическая головная часть и цилиндрический с внутренней полостью хвостовик.

До сих пор мы говорили об охотничьих колпачковых пулях для гладких стволов, но в XIX в. при стрельбе из шомпольных винтовок использовались так называемые саморасширяющиеся пули, которые во время выстрела врезались в нарезы канала ствола за счет увеличения объема хвостовой части под действием давления пороховых газов на внутреннюю полость пули. К ним можно отнести пули Минье и Петерса, предназначенные для нарезных стволов. Однако по мере развития техники нарезного оружия и боеприпасов к нему они потеряли свою актуальность еще во второй половине XIX в.

Следует отметить, что колпачковые пули, изготовленные из мягкого металла (свинца), обладают недостатком: они деформируются еще в стволе в самом начале выстрела. Это необходимо учитывать при снаряжении патронов такими пулями. Кроме того, из-за довольно большого лобового сопротивления пули быстро теряют скорость и энергию, поэтому добиться хорошего результата стрельбы на дистанциях, превышающих 50 м, невозможно, тем более при изготовлении патронов в домашних условиях. Все это нужно принимать во внимание, выбирая пулю для конкретного вида охоты. Что касается колпачковых пуль, то их лучше всего применять при стрельбе на дистанцию 50 м.