Главная / 2001 / Оружие и охота №8

Заповедный фонд Украины

Задавать вопросы всегда проще, чем отвечать на них. Но ответы искать все же надо, и чем раньше мы их найдем, тем лучше будет всем нам —"зеленым", охотникам, рыболовам, работникам природоохранных, лесоводческих и сельскохозяйственных организаций вне зависимости от форм собственности.В XX столетии в Украине (да не только в Украине) катастрофически вырос прессинг человеческой деятельности на природные экосистемы. Никем не контролируемая распашка залежных и целинных земель, безграмотная мелиорация, создание мощных каскадов водохранилищ на Днепре, больших и малых реках, разработка полезных ископаемых открытым способом (в первую очередь в черноземной зоне юга Украины), интенсивная в последние годы вырубка леса, отведение десятков тысяч гектаров по берегам рек, озер, болот, ручьев под дачные участки с нарушением всех экологических требований и норм земельного законодательства — все это привело к трансформации природного ландшафта, сокращению первозданных угодий и, как результат, — снижению их ценности и пригодности для растительного и животного мира. В течение двух-трех столетий с территории Украины исчезли тысячные и миллионные стада туров (ХVIII век), тарпанов (XIX век), сайгаков (XIX век), уже в 80-х гг. XX века практически исчезли дрофа, стрепет и многие другие животные и растения. Естественно, изменения природной среды под антропогенным давлением неизбежны и сохранить первозданную природу, как среду обитания невозможно. Но ограничивать и нейтрализовывать отдельные отрицательные факторы не только можно, а и нужно. Это необходимо, на наш взгляд, осуществлять по следующим направлениям: Первое — расширение территории заповедного фонда. При этом целесообразно на 1/3 его площади установить жесткий заповедный режим, на остальной территории — охрану одного или двух видов и создавать национальные парки для удовлетворения растущих рекреационных запросов населения. При этом заповедные земли действительно должны быть "заповедными", а "не заповедно-охотничьими", что в своем роде уже является нонсенсом, как это практикуется у нас в Украине. В настоящее время заповедная территория Украины составляет 3,9%, а территория покрытая лесом — 14,5%.

В то время, как в Западной Европе и США, заповедный фонд составляет: • Дания — 31,8% • Австрия — 28,2% • Германия — 26,4% • Норвегия — 24,2% • Словакия — 21,3% • Англия — 19,8% • США — 18,9%.

Претворение в жизнь Закона Украины "Про природно-заповідний фонд України" требует безотлагательного, но в то же время научно-обоснованного и осторожного подхода со всесторонним экологическим обоснованием и выделением бюджетных средств. Здесь не место погоне за количеством и дани моде, недобросовестному и потребительскому подходу к решению проблемы и декларативных, ничем более не подкрепленных решений местных советов.

Второе — экономическое, эффективное и рациональное ведение охотничьего хозяйства. Подход должен быть комплексным, обязательно с учетом требований лесного и сельского хозяйств. На сегодняшний день подход отсутствует, вот почему общества охотников и лесоводы никак не могут поделить "сферы влияния", а министерство экологической безопасности как в центре, так и на местах даже не пытается вникнуть в суть проблемы (часто из-за злоупотребления властью или некомпетентности своих сотрудников в этой области), занимается созданием новых запретов, забывая о том, что запрещение охоты — это мощный инструмент природоохранной практики. Для того, чтобы он работал в полной мере, необходимо четкое и обоснованное его применение, он должен быть как доступным и понятным, так и справедливым по отношению к охотникам и рыболовам. На практике же (весенняя охота на гуся, отстрел лисицы и волка и т.д.) мы сталкиваемся как с полным игнорированием психологической составной проблемы, так и охотничье-биологической. Ведь сегодня охота — это, если хотите, удовольствие в единении с природой, соревнование в хитрости, ловкости и осторожности со зверем и, не в последнюю очередь, удовольствие от красивого выстрела, это часть рекреационных потребностей человека-охотника.

Принятие Закона Украины "Про мисливське господарство та полювання" является основой решения ряда проблем, которые должны быть подкреплены несколькими десятками подзаконных актов, принятых Кабинетом Министров Украины. Хотелось бы верить, что их принятие приведет к стабилизации в области охоты и охотничьего хозяйства, а не к разрушению части того хорошего, что было наработано десятилетиями. Любые новации хороши, когда имеют под собой хорошую экономическую, правовую и организационную базу, закрывающую возможность для хищнического, потребительского и беспредельного отношения к природе, её животному миру — жаль, но в нашей стране пока этого нет. И никакие декларативные обращения Минэкобезопасности по усилению борьбы с браконьерством не принесут результатов, пока под это не будет создана специальная правовая база, не будет восстановлен институт общественных охотничьих инспекторов, и пока егерская служба пользователей охотугодий не будет приравнена в правах при исполнении служебных обязанностей к сотрудникам государственных право и природоохранных органов. Украине просто необходимы долгосрочные программы в области сохранения животного мира, заповедного фонда, национальных парков, ведения охотничьего хозяйства. Вот что могло бы стать полем деятельности на ближайшие годы Минэкобезопасности, Национальной академии наук, Главохоты, охотничьих обществ, МВД. В науке существует формула: онтогенез повторяет филогенез, т.е. развитие каждого индивида повторяет эволюционную историю всего рода человеческого. Охотник — это возродившийся пещерный человек, охота — это прерогатива юности, как родовой, так и личной, которая не требует никаких оправданий. Тревогу вызывает тот человек, который так и не взрослеет, потребность которого в восприятии природы или деятельном соприкосновении с природой так и не развилась, а может быть, утратилась. Поэтому такой человек из-за определенных своих способностей рубит сук, на котором сидит, ведь чтобы получить радость, он должен владеть, вторгаться, хватать. Пробуждение у подобной личности восприятия в пока еще далеко не прекрасном человеческом сознании — основная задача защитников дикой природы, наша общая задача.