Главная / 2001 / Оружие и охота №11

"Маузер" по прозвищу "Янь"

Страницы истории

90-е гг. XIX в. ознаменовались появлением нового вида короткоствольного стрелкового оружия — автоматического пистолета. Все известные оружейники того времени пробовали себя на новом поприще, изобретая и отрабатывая различные принципы действия и схемы работы автоматики.Пауль Питер Маузер(27.06.1838 — 29.05.1914 гг.) — конструктор знаменитой магазинной винтовки, многочисленные варианты которой в течение многих лет принимались на вооружение ведущими странами мира, пока, наконец, отработанная до совершенства, она в 1898 г. не была принята в самой Германии, где пробыла в строю без малого полвека, — также занялся разработкой автоматического пистолета. В результате в 1896 г. появился образец, снискавший славу в большинстве войн и революций, сотрясавших последние годы XIX и первую половину ХХ веков. Облик пистолета запоминался сразу и навсегда. Длинный, чуть конической формы ствол, вынесенный перед спусковой скобой неотъемный магазин — дань револьверной компоновке. В первых моделях пистолета емкость магазина была 6 патронов, а после усовершенствования магазин стал 10-зарядным с расположением патронов в шахматном порядке. Патроны калибра 7,63ґ25 мм (7,63 Mauser) снаряжались в магазин сверху из обоймы. Рукоятка с деревянными щечками в большинстве моделей имела паз для крепления деревянной кобуры-приклада, что давало возможность вести прицельный огонь на дистанции, значительно превышающие возможности большинства других пистолетов. Хотя, по правде говоря, значения делений на шкале прицельной планки, определяющие прицельную дальность стрельбы в 500, 700, и даже 1000 м, были явно завышенными и являлись обыкновенной рекламной уловкой(см. "Оружие и Охота" № 5(22), 2001, стр. 6).Автоматика пистолета действовала по принципу отдачи затвора с коротким ходом ствола. При этом ствол со ствольной коробкой (1) двигался при отдаче по направляющим выступам рамки (23) на 6 мм. Внутри ствольной коробки скользил остов затвора, имевший в тыльной части насеченные захваты, а снизу два поперечных паза. Запирание канала ствола осуществлялось качающейся личинкой с двумя верхними выступами (14), входящими в зацепление с затвором. При откате ствольной коробки личинка посредством серьги (22) опускалась и освобождала затвор, а при возвращении затвора набегала на выступ вкладыша рамки (19), поднималась и сцеплялась с затвором.

Смонтированный в верхней части затвора выбрасыватель (2) указывал также на наличие патрона в патроннике. Ударный механизм оснащен открытым курком (18) с округленной головкой с насечкой. С левой стороны курка также находилась насеченная цилиндрическая головка предохранителя (21), манипулируя которой, можно было запереть взведенный или спущенный курок.

В те времена, когда револьверы составляли подавляющую часть короткоствольного стрелкового оружия, этот пистолет стал большим шагом вперед. Рассчитывая на военные заказы, П. Маузер особо отмечал, что: "…на принципе, который уже частично известен, я изобрел магазинное скорострельное оружие, конструкция которого принимает во внимание все предыдущие разработки этого класса систем, причем не только в отношении баллистических свойств, но и, в особенности, в смысле сборки системы без помощи винтов, что является необходимым ответом военным требованиям и значительно улучшает возможности использования оружия". Конструкция пистолета состояла из 40 деталей, некоторые из которых имели довольно сложную технологию изготовления, что, впрочем, характерно для многих образцов стрелкового оружия того периода. В конкурентной борьбе за военный заказ качества "Маузера К-96" не были оценены по достоинству. Но П. Маузер, не упавший духом от подобной неудачи, приступил к выпуску различных модификаций своего пистолета, отвечающих конъюктуре гражданского рынка оружия. Модификации отличались лишь калибром — от 6 до 9 мм. В 1907 г. был выпущен образец пистолета под очень мощный пистолетный патрон калибра 9 мм "Маузер-Экспорт" с дульной энергией пули около 708 Дж (против 576 Дж у пули базового патрона калибра 7,63 мм). Кроме того, пистолеты выпускались с различной емкостью магазина (6, 10 или 20 патронов), длиной ствола и комплектацией (с деревянной кобурой-прикладом или без нее).

Таким образом, возможность приобретения надежного унифицированного оружия под патроны различного калибра, с различной емкостью магазина, регулируемой прицельной дальностью стрельбы, способствовало тому, что пистолет стал пользоваться неизменным успехом. В армиях многих стран мира его ношение было разрешено офицерам вне строя.

Во время первой мировой войны некоторое количество "Маузеров К-96" все же попало в немецкую армию. Их использовали пулеметные команды для удержания вражеской пехоты на расстоянии, превышающем дальность броска ручной гранаты во время перезаряжания пулемета. И даже израсходовав весь боекомплект, солдат мог использовать этот увесистый пистолет в качестве кастета в дикой рукопашной схватке в тесной траншее, что часто и происходило в той позиционной войне.

В Китай "Маузер К-96" впервые попал в 1900 г. с корпусом немецкой пехоты, прибывшей для подавления восстания ихэтуаней, громивших иностранные торговые миссии и убивавших миссионеров, торговцев и даже дипломатов. В Европе эти события известны как "восстание боксеров", сыгравшие большую роль в истории Китая, сломав стереотипы его граждан, формировавшиеся веками. Тайное мистическое общество Ихэцюань —"Кулак во имя справедливости и согласия" — убеждало неграмотных крестьян, вербуя их в свои ряды, что с помощью волшебных заклинаний в каждого китайца вселяется волшебная сила у-шу — китайского искусства рукопашного боя, — способная сокрушить все иностранное, что против них бессильны даже пули. И в доказательство этого в толпу, произносившую заклинания, стреляли холостыми патронами — люди начинали верить, что пули действительно их не берут. После чего всех их, вооруженных мечами, пиками, а то и вообще безоружных, посылали в бой. В состоянии массового психоза китайцы гибли под выстрелами тысячами, но все же побеждали. Это и заставило правительства иностранных государств объединиться и ввести свои войска в Китай.

Восстание было подавлено, обман раскрылся — у-шу даже в исполнении мастеров не могло противостоять огнестрельному оружию. В стране начался бум тотального вооружения. Вооружались и перевооружались армии военных губернаторов различных провинций Китая, "вольные" отряды чиновников меньшего разряда, просто бандиты — хунхузы и пираты Южно-Китайского моря, горожане и сельские жители. Все спешили обзавестись "игрушками варваров", на деле доказавшими свою силу. И многозарядный "Маузер К-96" оказался здесь вне конкуренции. Именно в Китае в смутное время 1900–1940 гг. пистолет распространялся молниеносно в огромных количествах, поскольку плоский пистолет с емким магазином можно было носить не только открыто в кобуре-прикладе, но и за поясом под халатом или свободной китайской курточкой.

Возник даже своеобразный "китайский" стиль стрельбы из этого пистолета, определяемый сегодня как "интуитивный". Выпрямленный указательный палец опирался сбоку пистолета на стенку магазина, под ствольной коробкой и как бы указывал на цель. На спусковой крючок нажимал средний палец, а остальные плотно охватывали рукоятку. В результате "Маузер К-96" "садился" в ладонь ниже, что значительно уменьшало разброс попаданий по вертикали и позволяло вести быстрый и эффективный огонь в горизонтальной плоскости. Независимо от положения оружия относительно глаза стрелка указательный палец направлялся на цель, и ствол пистолета смотрел в этом же направлении. Китайские "ганфайтеры" ухитрялись за 4–6 секунд опорожнить магазин, поразив до десятка мишеней, находящихся в широком секторе на удалении от 3 до 10 м. Таким же образом стреляли с двух рук двумя "стволами". Необходимо все же отметить, что такими феноменальными стрелками становились, как правило, мастера у-шу, благодаря тренировкам обладавшие несравненной пластикой движений и необычайно быстрой реакцией. Держались эти люди, зная себе цену, независимо. Иметь такого стрелка в отряде было престижно, вот почему их нередко переманивали из одного отряда в другой.

С появлением в 1932 г. "Модели 712", позволявшей вести огонь очередями и имевшей отъмный магазин на 20 патронов, популярность "Маузера" в Китае достигла апогея.

Внутренний рынок Китая не мог насытиться за счет импортного оружия, поэтому в период с 1918 и до 40-х гг. на 11 государственных арсеналах и нескольких частных заводах стали производить копии некоторых европейских моделей стрелкового оружия. Из всего многообразия производимой продукции наиболее "экзотичным" стал "Маузер К-96" калибра .45 АКП (11,43 мм). Этот пистолет прозвали "Янь" (Yen), так как он был разработан по приказу военного губернатора провинции Шаньси Янь Си Шаня (Yen Hsi-Shan). Став губернатором в 1912 г. Си Шань приступил к строительству оружейного завода-арсенала, поскольку в те времена закон и порядок в Китае можно было вершить лишь обладая хорошо вооруженной армией, так как часто приходилось воевать с военизированными формированиями губернаторов других провинций, нередко вторгавшихся на сопредельные территории. Си Шань живо интересовался всеми оружейными новинками, стараясь обеспечить наибольшую боеспособность своих отрядов. Как только в США появился пистолет-пулемет "Томпсон 1928 А1", несколько его экземпляров тут же попали в Шаньси, где на местном арсенале стали изготавливать их копии (до 900 шт. в месяц). Этими пистолетами-пулеметами губернатор вооружил охрану на железной дороге, т. к. поезда чаще всего подвергались нападениям. Вторым по численности оружием в Шаньси оставался пистолет "Маузер", солдаты упорно не желали менять его на более современный "Кольт М 1911". Отсюда часто возникали проблемы с боеприпасами: в суматохе боя некогда вспоминать, в каком подсумке патроны калибра .45 АКП для "Томпсона", а в каком — 7,63 мм для "Маузера". И Си Шань предложил инженерам арсенала Шаньси разработать и приступить к выпуску пистолета "Маузер К-96" калибра .45 АКП. В 1928 г. такой образец был разработан, а с 1929 г. был пущен в массовое производство на арсенале и поступил на вооружение. Официально он получил обозначение "Тип 17" (считая от первого года образования Китайской республики в 1911 г.), о чем свидетельствует надпись китайскими иероглифами с левой стороны оружия. Справа ставилось клеймо —"восемнадцатый год республики, сделано в Шаньси". Внешне от немецкого пистолета, кроме надписи, пистолет китайского производства отличался выступающим за спусковую скобу магазином и более массивным стволом. Таких пистолетов сохранилось очень мало. С приходом коммунистов к власти в конце 40-х гг., пистолеты "Тип 17" из-за своего калибра, не имеющего хождения в странах социалистического лагеря, были сняты с вооружения и собраны в арсеналах. Оттуда пистолеты были отправлены на переплавку в годы "большого скачка", когда правительство Китая поставило перед страной задачу обогнать Америку и СССР по объему выплавляемой стали — основного показателя индустриального развития стран в те годы. Но все же очень небольшое количество этого оружия, случайно найденного в 80-е гг., было экспортировано из Китая в США, где нашло свое место в частных коллекциях. По отзывам экспертов, пистолет при стрельбе имеет вполне приемлемую отдачу, хотя подброс оружия, в сравнении с "Маузером" калибра 7,63 мм, все же больше. Все детали механизма работают мягко, подача патронов осуществляется без перекосов, спуск имеет нормальное усилие в 2,5 кг и короткий ход.

Такова история триумфального шествия "Маузера К-96" по земле Китая и рождения его "гигантского" собрата, достойно вписавшегося в эту многочисленную семью.

Традиционное уважение китайцев к "Маузеру К-96" уже в наши дни, когда тенденции в конструировании боевых пистолетов ушли далеко вперед, подтвердил беспрецедентный случай. В 1991-92 гг. на испытаниях боевого оружия в Китае был представлен пистолет "Тип-80", сконструированный по подобию "Маузера-712" под патрон 7,62ґ25 мм ТТ. Как и прототип, он был оснащен отъемным магазином на 20 или 40 патронов и мог стрелять очередями, выполняя функцию пистолета-пулемета. Но заменить его не смог.

Как образец высококлассной техники "Маузер К-96" остался в том времени, из которого В. Маяковский взывает: "…Ваше слово, товарищ Маузер!" А как образец конструкторской мысли он принадлежит вечности!