При выстреле пороховые газы через газоотводное отверстие ствола попадают в газовую камеру и воздействуют на газовый поршень. Причем отодвигается газовый поршень под воздействием лишь части (первой порции) пороховых газов, открывая поперечное отверстие направляющей, через которое оставшаяся часть (излишки) пороховых газов попадает в газовый регулятор и стравливается наружу. Именно поэтому сила воздействия пороховых газов на газовый поршень практически одинакова вне зависимости от типа применяемых патронов.
Двигаясь назад, газовый поршень сообщает мощный импульс двум симметрично расположенным штокам, упирающимся в унифицированное в ружьях Benelli инерционное тело затвора (только в этом затворе буферная пружина отсутствует). Тело затвора откатывается назад, проворачивает головку затвора и выводит боевые упоры из зацепления со ствольной коробкой. Наличие именно двух симметрично расположенных штоков связано с необходимостью придания мощного импульса тяжелому затвору и позволяет ему двигаться по направляющим равномерно и без перекосов.
Откатывающийся назад затвор сжимает возвратную пружину, расположенную в специальной трубке в прикладе, и взводит курок ударно-спускового механизма. Под действием распрямляющейся возвратной пружины затвор движется вперед, захватывает из магазина очередной патрон и досылает его в патронник, а поворотная головка входит в зацепление с пазами ствольной коробки.
Газовый поршень и его направляющая изготовлены с поперечными уплотняющими поясками таким образом, что препятствуют прорыву пороховых газов из газовой камеры в механизм карабина.
Газоотводное отверстие выполнено в непосредственной близости от патронника. В этой части ствола при выстреле развиваются наиболее высокие температура и давление пороховых газов. Это, по мнению разработчиков, должно способствовать повышению надежности функционирования автоматики оружия.
Стволы карабинов Benelli ARGO подвергают криогенной термообработке (см. "Оружие и Охота", № 4/2001), что позволяет устранить возникновение внутренних напряжений, уменьшить коэффициент трения, улучшить физические свойства материала ствола и его сопротивляемость коррозии.