Тем не менее, я полагаю, что проводить сравнение по точности попадания пули "Флинт" с двухтурбинной пулей Майера, испытанной более трех десятков лет назад, некорректно. Судя по всему, автор незнаком с материалами, которые наглядно демонстрировали негативные стороны конструкции пули Майера – деформацию корпуса в стволе в начальной стадии развития выстрела, запирание внутренней турбины воздушной пробкой или за счет ее деформации. Все это приводит к рысканию пули в полете – уходу с заданной траектории. Создается впечатление, что автор заметок не знаком и с различными способами снаряжения патронов пулей Майера, значительно повышающими кучность стрельбы. Он даже забывает, что согласно ГОСТ охотничьи пули для гладких стволов должны испытываться на точность стрельбы на дистанции до цели 50 м. При этом отличным результатом считается рассеивание пулевых отверстий в круге диаметром 100 мм. Похоже, автор не имеет отчетливого представления о современных разработках пуль для гладких стволов, иначе не брал бы для сравнения выпускавшуюся в СССР в 60-е годы пулю Бреннеке. Ведь она, как небо и земля, отличается от современного оригинала, выпускаемого на ее родине в Германии. Такую усовершенствованную пулю сейчас можно приобрести и в наших магазинах. Изготовители гарантируют при правильном снаряжении патрона разброс попаданий всего 50 мм на расстоянии 50 метров. Следует отметить, что такая точность характерна для многих моделей современных пуль, используемых в гладкоствольном оружии.
Рассказывая о пуле "Каракурт", автор несколько легкомысленно повествует: "Взяв у брата пяток изготовленных им пуль, я с нетерпением ждал, когда можно будет использовать их в охоте на кабана. И вот эта минута наступила. На одной из охот на меня вышел крупный кабан...". Удивляет то, что автор готов использовать эту пулю для ответственной охоты, не испытав ее, не подобрав специально для нее навеску пороха, способа снаряжения и не установив величины превышения ее траектории над линией прицеливания. И это все при том, что пуля "Каракурт" способна к рикошетам, о чем свидетельствует форма ее головной части.
В обеих заметках отсутствуют данные о массе пуль и рекомендации по величине порохового заряда, а ведь это важные и необходимые характеристики.
Но давайте разберем пули более подробно.
Пуля "Флинт" (см. "Оружие и Охота", № 6, 2001 г.), корпус которой сворачивается из специальной полоски свинца, теоретически и практически не может иметь центр тяжести, расположенный на продольной оси корпуса пули, – это предусмотрено технологией ее изготовления. Ексцентриситет образуется сразу при сворачивании полоски, а крепление к корпусу стабилизатора вносит дополнительную ошибку. Тот факт, что центр тяжести, расположенный не на продольной оси, отрицательно влияет на полет пули и уводит ее с заданной траектории, очевиден.
Если обратить внимание на внешний вид пули, то в глаза сразу бросается ее сходство с пулей Вицлебена, цилиндрический свинцовый корпус которой оснащен стабилизатором. Известно, что от подобной конструкции, несмотря на ее экспансивное решение, как от неперспективной, отказались еще около ста лет назад. Это же прослеживается и на эволюции пули Бреннеке – ее первый вариант имеет подобное по форме решение, но и оно давно не используется.
Потому и ожидать хорошей кучности от пули "Флинт" даже на коротких дистанциях стрельбы не приходится. Вторая пуля "Каракурт" (см. "Оружие и Охота", № 9, 2001 г.), на мой взгляд, более перспективна по сравнению с первой. У нее центр тяжести располагается на продольной оси корпуса. Но и эта пуля не лишена недостатков. Уже упоминалось, что ее головная часть, образованная свинцовым или стальным шариком, не исключает возможности рикошетов, столь нежелательных на коллективных охотах. Если и ее рассматривать с точки зрения внешней формы, то можно заметить некоторое сходство с пулями, производившимися в недалеком прошлом: Нейслера (XIX век), "Вятка" – известной многим советским охотникам, но не выдержавшей испытания временем. Наличие головной части, образованной полусферой, переходящей в полый цилиндр хвостовой части и стабилизатора (последнее у "Вятки") отмечено именно у этих пуль. Из подобных (исключительно по форме) пуль в настоящее время применяется лишь американская – пуля Фостера.
Основываясь на сказанном выше, можно смело утверждать, что представленные С. Фармагеем пули по своей форме – уже пройденный этап. От этих форм производители давно отказались (за исключением, разве что, пули Фостера).
На дистанциях стрельбы 40-50 м многие охотничьи пули для гладких стволов имеют вполне достаточную энергию для надежного поражения зверя, а по точности превосходят пули, описанные Фармагеем.
Здесь я высказал свое субъективное мнение о пулях "Флинт" и "Каракурт". Каждый имеет право на собственную точку зрения, а истина становится истиной только после неоспоримого подтверждения практикой.
По-моему, современная тенденция развития охотничьих пуль для гладких стволов состоит в том, чтобы максимально увеличить прицельную дальность стрельбы и останавливающее действие пули (на сегодняшний день это рубеж 100 метров и более). Уже известны конструкции пуль, приблизившиеся к этому уровню. Американцы рекомендуют свою пулю Мак-Элвина (BRI Sabol) для отстрела оленя на дистанции 90 ярдов (около 80 м). Россияне испытали пули Полева различных модификаций на практических охотах, во время которых уверенно добывали зверя на дистанциях, превышающих 100 м. А последние разработки француза Совестра и российская пуля "Зенит" значительно превосходят и эти характеристики.
Современное охотничье законодательство Украины, не оставляя никаких вариантов, предписывает производить отстрел копытных исключительно пулей. Если на коллективных (облавных) охотах, проводимых согласно приказу с октября по декабрь включительно, использование гладкоствольного оружия предпочтительнее, как имеющего более безопасный боеприпас, к тому же очень надежный по поражению, поскольку дистанция стрельбы практически не превышает 50 м, то в период с мая по октябрь (отстрел самцов копытных) охота исключительно индивидуальная и в большей степени зависит от точности дальнего выстрела. На этих охотах доминирует приоритет нарезного оружия. В приказах на местах у конкретных пользователей охотугодий именно этот приоритет закреплен. Но в настоящее время получить разрешение на приобретение нарезного охотничьего оружия в нашей стране непросто, поэтому, на мой взгляд, целесообразно рассматривать вопросы разработки и применения пуль для гладкоствольных ружей, обеспечивающих достаточно кучную стрельбу на дистанциях 100-120 м и надежное поражение крупной дичи. Способствовало бы решению этих вопросов и развитие такого прикладного вида спорта, как стрельба пулей в цель из гладкоствольного оружия.