Главная / 2002 / Оружие и охота №7

Обратной дороги нет

Cогласно опубликованным данным, количество оружия в нелегальном владении в Великобритании оценивается в пределах от 200 тыс. до 10 млн. единиц. Авторы доклада исходят из того, что истинная цифра находится где-то посередине, однако большая часть этого оружия никогда не используется для совершения преступлений.Опеределенная часть оружия, использующегося в криминальных целях, представляет собой переделанные и пригодные к боевому использованию декоративные образцы, другая же, более существенная, поступает из стран Восточной Европы и Китая.

С 1996 года, например, популярным в английском криминальном мире стал китайский вариант пистолета Токарева. До запрета на владение короткоствольным оружием в страну легально поступило лишь небольшое количество таких пистолетов. Значит, криминальные ТТ – не из прежних легальных запасов. В общем, выводы доклада гласят: нет прямой связи между оружием, находящимся в легальном обращении, и криминальным его использованием. Иными словами, действующие в отношении оружия запреты так и не достигли своей цели.

Выводы доклада получили дополнительное подтверждение благодаря данным новейшей статистики за период с апреля 2000 по март 2001 гг., которые при составлении доклада опубликованы еще не были. Отмечается рост криминального использования огнестрельного оружия на 12%. Одновременно был представлен доклад "National Firearms Tracing Service" ("Национальной экспертной службы по огнестрельному оружию"), в котором, помимо прочего, сообщается, что нелегальное оружие в умеренных количествах, но регулярно поступает в страну, например, с каждой поставкой наркотиков и что нелегальный ствол в хорошем состоянии стоит всего-навсего от 300 до 500 фунтов стерлингов.

Примечательно, что приведенные цифры и факты были представлены в виде детального академического исследования, проведенного специалистом. Автор его – Джон Брайан, бывший сотрудник криминальной полиции, служивший руководителем "Firearms Intelligence Unit" ("Группы исследований огнестрельного оружия") при Скотланд-Ярде. К тому же в прошлом году он выступал на одной из конференций по теме огнестрельного оружия как противник разрешения свободного владения последним. Очевидно, благодаря собственному исследованию Дж. Брайан и сам кое-чему научился. Все это придает большую достоверность докладу, что в данном случае представляется весьма важным.

Реакция на доклад правительства и противников владения оружием была вполне предсказуемой: британское министерство внутренних дел заявило, что оно никогда и не полагало, будто запрет короткоствольного оружия может устранить преступность. Организованные противники оружия в "Gun Control Network" ("Сети контроля над огнестрельным оружием") освежили свое прежнее утверждение, что все нелегальное оружие поначалу было легальным и для предотвращения его применения ни в коем случае не следует либерализовать закон об оружии. Ни лейбористское правительство, ни идейные противники оружия учиться чему-либо на цифрах, фактах, результатах научных исследований, неэффективности прежних запретов попросту не готовы. То же, очевидно, относится и к полиции. На конференции министерства внутренних дел, посвященной вооруженной преступности, по-прежнему требовали одного запрета за другим, как-то: самодельных реплик (копий оружия), пневматического оружия, пригодных для переделки "Softair" (т.е., по сути, игрушек)...

Любопытной была также реакция средств массовой информации на указанное исследование. Телевидение не сообщило об этом почти ничего, исключая разве краткое упоминание в утренних новостях Би-би-си... В 1996 – 1997 гг. почти все газеты требовали запрета короткоствольного оружия. Ныне же пресса ограничилась лишь короткими сообщениями. Не раздаются самокритичные голоса, не слышны вопросы: а не ошиблись ли мы пять лет тому назад? Приходится констатировать: исследования вряд ли пригодятся как основа для разработки рационального законодательства об оружии. В отмену запрета на владение короткоствольным оружием верят лишь оптимисты.

По материалам журнала "DWJ" публикацию подготовил