Главная / 2002 / Оружие и охота №7

Ижевская модель

Затихли в полях последние выстрелы. Охотничий сезон закончился... Как обычно, прежде чем спрятать в сейф, сижу, чищу свою старенькую двустволку производства Ижевского завода – ИЖ-26Е. Сколько же лет мы с ней вместе? Приобрел я это ружье в 1972 году, еще будучи молодым, начинающим охотником, не обремененным ни опытом, ни необходимыми знаниями.Приобретая, даже не присматривался к характеристикам своего будущего ружья, которые указывались в паспорте завода-изготовителя: • калибр – 12; • длина стволов – 725 ± 5 мм; • вес ружья – 3,3 кг; • дульные сужения стволов: правый – получок, левый – чок; • запирание – верхняя и нижняя планки; • указатель взведения курков – присутствует; • предохранитель – автоматический; • выбрасыватели стреляных гильз – присутствуют.

Причиной приобретения послужило то, что мое первое ружье – одностволка 20-го калибра – перестала меня устраивать. Возникла необходимость в двустволке и именно 12-го калибра...

Во Львове в охотничьих магазинах оружие в то время было редкостью, а если и появлялось на прилавке, то разбиралось моментально. Так что, можно сказать, мне повезло...

И вот сейчас, держа свою двустволку в руках, разглядываю чуть заметные, знакомые только мне отметины, полученные ружьем за его долгую "жизнь", вспоминаю события, с ними связанные. Затылок приклада немного выступает за габариты его среза, носок затылка чуть подточен. Приклад был несколько длиннее, чем мне требовалось, и после того, как я понял, в чем причины моих частых промахов, я укоротил его на 1,5 см. А вот на правом стволе чуть сбита кромка казенного среза патронника. Это на Львовском железнодорожном вокзале, покупая билеты на пригородный поезд, я не удержал ружье, и оно резко "опустилось" на мозаичный пол... Сколько таких мелких штрихов на прикладе и металлических деталях, вызывающих из памяти прошлого пережитые мною события! Это ружье почти три десятка лет было верным спутником в моих странствиях по охотничьим угодьям Львовской, Киевской, Черкасской и Кировоградской областей. С его помощью я добывал трофеи летом и зимой – от крошечного куличка-гаршнепа до кабана. Сколько трепетных моментов я пережил, держа его в руках...

Ижевская модель ИЖ-26, выпускавшаяся только 12-го калибра, стоит в ряду двуствольных ружей с горизонтально расположенными стволами, начало которому положила модель ИЖ-49. Ружье ИЖ-26 – это дальнейшая модернизация модели ИЖ-54, в свое время завоевавшей достаточно широкую популярность у охотников. Конструктивно эти ружья в чем-то перекликались с моделями всемирно известной фирмы "Зауэр".

В конструкции затвора ружья ИЖ-26, в отличие от предыдущей модели, отказались от болта Гринера, запирающего стволы при помощи проушины и двигавшегося горизонтально поперек оси стволов. Вместо этого применили систему запирания с верхней запорной планкой: на казенном срезе стволов появился небольшой выступ, входящий в соответствующий паз, выполненный в щитке колодки. Такая конструкция, а также два подствольных крюка и нижняя рамка обеспечили тройное запирание стволов.

Внутренние курки в модели ИЖ-26 выполнены раздельно с бойками и снабжены дополнительным предохранительным взводом. Это позволило повысить безопасность обращения с ружьем, исключив непроизвольный срыв курков с боевого взвода. Подобные перехватыватели курков – интерсепторы – более характерны для ружей высокого класса.

В верхней части колодки, по обе стороны рычага управления системой запирания стволов, расположены указатели взведения курков.

Боевые пружины в этой модели не витые, как в ИЖ-58 и ее модификациях, а плоские, расположенные, как и взводители курков, в пазах подушек колодки. Это решение повторяет ставшую классической схему "Энсон-Диллей".

Подпружиненные бойки размещены каждый в своей ячейке, выполненной в щитке колодки и закрываемой завинчивающейся крышкой.

Автоматический предохранитель самостоятельно устанавливается в положение предохранения в момент сдвига верхнего рычага управления системой запирания.

Модель ИЖ-26Е отличается от базовой наличием оригинального эжекторного механизма – механизма автоматического выбрасывания стреляных гильз. Его наличие повлекло за собой небольшие изменения конструкции базовой модели, коснувшиеся прежде всего цевья. Здесь разместили плоские пружины эжектора и молоточки. Экстрактор обслуживает стволы независимо друг от друга. При необходимости пружины эжектора несложно снять, и тогда экстракция гильз производится вручную.

Деревянная часть цевья на этой модели стала шире, как принято сейчас говорить, приняла форму "бобрового хвоста". Это улучшило эргономические характеристики ружья, цевье стало удобнее ложиться в ладонь при выцеливании. Изящная пистолетная шейка приклада придает ружью элегантный и привлекательный облик, в отличие от некоторых современных ижевских моделей. А вот крепление приклада к колодке, я полагаю, выполнено не совсем удачно. Я имею в виду не само примыкание, а прижим приклада к колодке, достигаемый с помощью вертикального эксцентрика цилиндрической формы. По-моему, это далеко не лучшее решение. Например, сквозной винт во всю длину приклада выполняет эту функцию гораздо лучше, так как его проще подтянуть.

ИЖ-26 даже внешне создает впечатление добротно сработанного ружья. По конструктивному решению и исполнению оно считается оружием более высокого класса, чем выпускавшаяся в тот же период модель ИЖ-58. Это не только мое мнение, но и мнение многих специалистов-оружейников. Очень жаль, что выпускалось это ружье в течение очень короткого промежутка времени. Причиной тому – конструкция колодки, требующая при производстве больших трудозатрат. Возможно, это и послужило причиной отказа завода от выпуска этой модели. Ведь охотничьи ружья в советское время являлись лишь побочной продукцией (ширпотребом) военно-промышленного комплекса.

Добротную и удобную вещь всегда приятно держать в руках, тем более когда это ружье – в руках охотника, знающего толк в оружии. И если вдруг вам посчастливится встретить модели ИЖ-26 или ИЖ-26Е, обязательно подержите их, почувствуйте, ведь они уже стали частью истории