Главная / 1999 / Оружие и охота №5

Оружие для охоты

Практически все системы охотничьего оружия с откидывающимися стволами, используемые до настоящего времени, за очень небольшим исключением были изобретены конструкторами-оружейниками Старого света. Именно благодаря работам европейских мастеров, в первую очередь англичан (хотя сами англичане очень часто называют свою страну "островом", как бы дистанцируясь от континентальной Европы), сформировался современный облик двуствольного охотничьего ружья, были отработаны его основные конструктивные элементы. "Законодателями мод" и основными производителями комбинированных трехствольных ружей являются немцы и австрийцы; спортсмены-стендовики всего мира используют итальянское оружие. Американские конструкторы достигли определенных успехов лишь в создании одноствольных охотничьих ружей — как автоматических, так и перезаряжаемых вручную подвижным цевьем или скобой Генри — да и те зачастую используют для самообороны или в качестве "оружия поддержки" при проведении специальных операций.
Итак, рассмотрим основные системы замков и затворов охотничьего оружия, сконструированные европейскими оружейниками на рубеже двух веков — модификации этих систем в той или иной степени встречаются в большинстве современных охотничьих ружей с откидывающимися стволами.
Ружье системы Энсона-Дилея

В 1875 г. служащие фирмы "Вестли Ричардс" Энсон (Anson) и Дилей (Deely) получили патент на ружье с коробчатым замком. Это бескурковое ружье является первой удачной системой, воплотившей в жизнь идею внутренних курков.

Курки взводятся весом откидывающихся стволов, что весьма удобно — даже в очень легких ружьях для откидывания стволов требуется приложить незначительное усилие. Рычаг затвора, не связанный с ударным механизмом, ходит свободно. При открывании стволов цевье, в гнездо которого входит одно из плеч взводящего рычага, опускаясь, поворачивает взводящий рычаг на оси, который другим своим плечом давит на плечо курка; курок сжимает боевую пружину и становится на боевой взвод.

Прочность и надежность такого механизма зависит, главным образом, от его ширины, поэтому она вдвое больше, чем в замке обыкновенного куркового ружья.

Ружья системы Энсона-Дилея хорошо выдержали проверку на прочность и долговечность. Популярность этой системы объясняется еще и хорошо сконструированным затвором с верхним рычагом (ранее самые надежные системы были оснащены преимущественно боковым или нижним рычагами). Предохранитель запирает затвор автоматически, хотя в некоторых ружьях встречается и неавтоматический предохранитель. Такой предохранитель не ослабляет вырезами шейку ложи и не требует каждый раз дополнительного приема перед стрельбой. Эти качества неавтоматического предохранителя до сих пор обеспечивают ему немало сторонников среди охотников.

Оригинальный вариант системы
Современный вариант устройства ударно-спускового механизма Энсона-Дилея
Главное достоинство замка системы Энсона-Дилея — его простота, хотя по ряду конструктивных и эксплуатационных характеристик он уступает замкам, устроенным на отдельных боковых досках. Со временем ружья системы Энсона-Дилея стали изготавливать лучшие мастера-оружейники Англии — Вестли Ричардс, Скотт и др. Именно их хорошая работа способствовала увеличению популярности системы, которая с небольшими изменениями и усовершенствованиями служит до наших дней.
Ружье системы Вестли Ричардса
Система имеет ударный механизм с внутренними курками, аналогичный системе Энсона-Дилея; предохранитель Энсона и затвор системы Ричардса. Последний оружейники фирмы устанавливали и на курковые казнозарядные ружья с подъемными замками. Этот затвор имеет следующее устройство: запирание на нижние крюки отсутствует, работает одно лишь верхнее скрепление, представляющее собой удлиненную грушевидную планку, расположенную между стволами, более массивную, нежели у Гринера; на планке есть вырез, в который при запирании заходит короткое плечо затворного рычага. Затвор Ричардса настолько прочен, что выдерживает большое количество выстрелов в течение многих лет. При этом стволы не расшатываются. Благодаря такому устройству колодка в ружье системы Вестли Ричардса гораздо прочнее на разрыв, чем в системе Энсона-Дилея, да это и понятно: в колодке нет пазов для запирающей крюки рамки Перде. Эти ружья выпускаются фирмой "Вестли Ричардс" до сих пор и пользуются большой популярностью среди охотников.
Ружье системы Перде
Затвор Перде
Схема ударно-спускового механизма

Весьма остроумный способ взведения ударного механизма бескуркового ружья изобрел Фредерик Бизли, но патент, очевидно, приобрел англичанин Джеймс Перде, потому что лишь он выпустил такое ружье.

Курки в ружье взводятся силой верхнего пера боевой пружины. Для этого оно имеет значительное утолщение (выступ). При открывании ружья верхнее толстое перо пружины, освобождаясь от давления рычага, взводит курок на боевой взвод. При закрывании ружья боковая пружина нагнетается сверху вниз, увеличивая тем самым давление на курок.

Механизм простой, надежный и безопасный. Предохранитель можно поставить любой, но только запирающий спуски. Затвор ружья Перде устроен на двух нижних крюках без верхнего скрепления. Такие затворы, не расшатываясь, служат очень долго. Это еще раз доказывает, что хорошо изготовленная рамка системы Перде является очень прочной и надежной системой запирания.

Высококлассная работа оружейника Перде гарантировала ружьям долговечность и безопасность применения.

Ружье системы Ригби
Эта система ружья сконструирована ирландским оружейником Ригби,работавшим в Дублине, а затем — в Лондоне. В бескурковом ружье системы Ригби затвор тройной: два подствольных крюка запираются обыкновенной рамкой Перде, а третье скрепление имеет вид вертикального болта, по устройству сходного с болтом более раннего образца "Филд". Рычаг затвора — верхний. Внутренние курки взводятся горизонтальными планками, скользящими в пазах колодки. Эти планки соединены с крюками затвора посредством рычагов и цепочек и при открывании ружья давят на выступы курков. Предохранитель в первых образцах таких ружей помещался в спусковой скобе и был выполнен в виде рычажка с храповиком. Впоследствии был сконструирован более совершенный предохранитель. Некоторые бескурковки с таким же ударным механизмом снабжали нижним или боковым рычагами затвора. Механизм замков Ригби достаточно надежен, однако слишком сложен. Считается, что только прекрасная работа оружейного мастера позволила причислить его ружья к разряду лучших бескурковок.

Не лишним будет напомнить еще об одной крайне редко встречающейся системе охотничьего оружия, созданной английским оружейником Ланкастером. Современным охотникам он известен больше как конструктор и изготовитель стволов оригинальной сверловки для охотничьего оружия, которые удачно сочетали качества дробовой и пулевой стрельбы.

Четырехствольное ружье системы Ланкастера

Стволы в этом ружье расположены пара над парой. Затвор винтовой с рычагом на скобе.Ударный механизм устроен таким образом, что работает подобно самовзводному револьверу. Ударник выполнен в виде поворотного цилиндра, боковой палец которого, поворачиваясь, ударяет поочередно по бойкам, расположенным в щитке колодки напротив каждого ствола. Для удобства пользования замком спуск имеет два крючка, что позволяет при желании одновременно работать двумя пальцами: указательным и средним. Замок Ланкастера действует плавно и перед ударом курка имеет заметно облегченный ход. И все же подобный замок мало пригоден для охотничьего ружья, потому что требует слишком большой и продолжительной работы спуска, между тем, для охотничьей стрельбы требуется короткий, мягкий спуск и возможность быстро производить выстрел за выстрелом. Далее, из этой четырехстволки невозможно стрелять выборочно из любого ствола, тем более если в стволах находятся патроны с различными снарядами. Чтобы ружье не получилось слишком тяжелым и плохо уравновешенным, стволы были выполнены короткими и тонкостенными, что неблагоприятно отразилось на бое ружья. При всем этом подобное ружье стоило сравнительно дорого. Изготовление ружья предусматривало использование высококачественных материалов и первоклассную работу мастера-оружейника.

Вот почему четырехстволка Ланкастера не получила широкое распространение и осталась преимущественно коллекционным оружием.

Ружья, сочетающие три дробовых ствола или дробовые с пулевыми (в различных комбинациях), появились позже. Трехстволки оказались для охотников более практичным и интересным оружием.

Охотничьи ружья Западной Европы

В Австрии, Франции и Италии оружейное дело продолжало развиваться, но гораздо медленнее, чем в Германии и Бельгии. Например, в Бельгии объемы и темпы производства как охотничьего, так и военного оружия даже опережали Англию. Английские оружейники начали выписывать из Бельгии стволы и другие части (детали), из которых собирали недорогие ружья. Бельгийцы значительно усовершенствовали оружие, наладили машинное производство различных по типам и стоимости охотничьих ружей , которые в большом количестве уходили за границу и не боялись конкуренции. Фамилии мастеров Франкотта, Лебо, Галана, Лепажа, Пиппера говорят сами за себя.

В это же время и в Германии быстрыми темпами стало развиваться оружейное производство, причем охотничье оружие выпускалось уже более совершенных образцов. Взяв за основу конструкции английских мастеров, немецкие оружейники старались что-либо усовершенствовать в каждой системе оружия, сделать его практичнее. Надо отметить, что им это удавалось. Особенно больших успехов они достигли в производстве нарезного и комбинированного оружия.

Из всего сказанного видно, что известные мастера-оружейники постоянно находились в "поисках" рационального ружья, предлагая более или менее удачные системы, которые охотники на практике или признавали или отвергали, как неудавшиеся образцы. И все же сделать охотничье ружье,как говорится, "на все случаи жизни" — задача очень сложная, да, наверное, и непосильная, так как для разных видов охот требовались ружья, имеющие различные характеристики. К тому же, сколько есть охотников со своими ружьями — столько и мнений, порою противоречивых.

Поэтому следующим этапом совершенствования охотничьего оружия стало улучшение конструкции и качества изготовления самих стволов ружей. Этому способствовал достаточно высокий для того времени технический уровень в области металловедения и механической обработки металлов.