Способы улучшения целевых качеств револьвера Нагана обр. 1895 г.
Стрелок, хорошо знающий свое оружие, нередко дорабатывает его для того, чтобы уменьшить негативное влияние на результат выстрела технических погрешностей изготовления револьвера. Подобной "слабостью" грешили как спортсмены, которым сам Бог велел "доводить" свое оружие до идеального состояния, так и военнослужащие и работники различного рода оперативных служб, которым прекрасно отлаженное оружие предоставляло дополнительный шанс выиграть схватку с противником.
Отладка УСМ
Функционирование УСМ револьвера оказывает существенное влияние на результат выстрела и требует особого внимания. Для того, чтобы получить доступ к УСМ "нагана", необходимо вывернуть винт в задней части рамки и снять крышку рамки. Затем следует извлечь боевую (V-образную) пружину и тщательно проверить посадку курка на оси. Курок должен "сидеть" достаточно плотно, без люфта, и, вместе с тем, свободно вращаться на оси в тех пределах, которые необходимы для нормальной работы УСМ. Слишком тугой ход курка может послужить причиной осечек, а его "болтание" на оси (чрезмерный люфт) способствует появлению различий в усилии спуска, изменяющемуся от выстрела к выстрелу.
Для устранения люфта следует использовать обжимку, состоящую из двух деталей, которая изготавливается самостоятельно. Внутренняя деталь – ось обжимки – по диаметру соответствует оси курка, внешняя втулка или стакан имеет внутреннюю и внешнюю фаски, которые образуют кольцо, примерно на 0,5-0,8 мм превышающее диаметр оси курка (рис. 1). Ось обжимки плотно крепится во внешней детали. Металл обжимки должен иметь твердость HRC 50-55.
Ось обжимки устанавливают в отверстие для оси курка. После чего, уложив курок с обжимкой на наковальню, наносят удар молотком по втулке. Точно такую же операцию производят с другой стороны курка.
Курок не должен цеплять за щечки задней стенки рамки, поскольку такого рода зацепление может "сбить" револьвер с линии прицеливания еще до удара курка по капсюлю патрона. Такой дефект легко выявляется при проведении холостых щелчков – резкое "вздрагивание" мушки при спуске свидетельствует о наличии именно этого явления. Причиной его может являться шат фиксирующей шпильки ударника, искривление оси курка или дефекты сопрягающихся поверхностей курка и верхнего пера боевой пружины.
Если причину возникновения этого явления определяет шат шпильки ударника, то неисправность легко устраняется легким заклепыванием отверстия шпильки.
Погнутую ось курка также можно выравнять. Для этого необходим специальный мягкий латунный молоток, которым по оси наносят несколько коротких, точных ударов. Для этой цели подойдет и обычный молоток, но с подкладкой из латуни или меди. Почти идеален способ выравнивания оси курка при помощи относительно длинного стержня с отверстием в торце, диаметр которого равен диаметру оси курка. Желательно, чтобы этот стержень был изготовлен из латуни или бронзы. Для выравнивания оси курка стержень надевается на ось и выставляется перпендикулярно внутренней поверхности рамки.
Если же шпилька и ось курка в норме, необходимо проверить правильность отбоя курка и прилегания курка к боевой пружине. Если оружие подогнано правильно, то курок ложится одновременно на две плоскости верхнего пера боевой пружины. Если этого не происходит, то желаемого результата добиваются, подпилив переднюю и заднюю плоскости верхнего пера боевой пружины надфилем (рис. 2). Причем передняя плоскость подтачивается для уменьшения отбоя, задняя для увеличения. Отбой курка будет нормальным, если шпилька ударника выходит из-за щечек задней стенки рамки на половину своего диаметра.
Для отладки спуска необходимо несколько ослабить его пружину (рис. 3 а, б). Для этого следует немного спилить нижнее перо боевой пружины на точильном мелкозернистом камне (рис. 3 а). Особо увлекаться спиливанием пружины не следует: ее можно перегреть, и она потеряет свойственную ей упругость. Первые 15-20 мм от сгиба пружины при обработке нижнего пера спиливать вообще не рекомендуется. Нельзя также спиливать пятку нижнего пера, иначе после выстрела отход спускового крючка в исходное положение станет невозможен. Во избежание осечки не следует подпиливать верхнее перо пружины (рис. 3 б).
Для дальнейшего уменьшения усилия спуска необходимо просверлить отверстие, расположенное примерно на 1 см выше нижнего крепежного винта боевой пружины и на резьбе М4 или М5 установить регулировочный винт, фиксируемый в желаемом положении контргайкой, а лишнюю, выступающую наружу и мешающую нормальному хвату часть регулировочного винта спилить (как тут не вспомнить описанный выше малокалиберный "наган" выпуска 1915 г.!) (рис. 4 а). Если же эту операцию выполнить невозможно, то подойдет любая твердая прокладка, например обрезок гильзы, пистолетная (револьверная) пуля и пр., подточенная до необходимых размеров и установленная в угол между проушиной для нижнего крепежного винта и задней стенкой спусковой скобы (рис. 4 б). Облегчить спуск, кроме того, можно уменьшив при помощи "бархатного" напильника или надфиля высоту шептала.
Следует отметить, что при чрезмерном ослаблении нижнего пера боевой пружины иногда наблюдается "провал" спуска (рис. 5). Его можно устранить либо просверлив отверстие в нижнем коленчатом выступе, и запрессовав в него вкладыш-упор диаметром 1,5-2 мм, впоследствии подточенный до желаемых размеров, либо проточив в том же месте паз типа "ласточкин хвост" и установив в нем планку-ограничитель.
Необходимо также избегать удара спускового крючка в палец в момент спуска курка. Это может происходить у новых "наганов", у которых нижнее перо боевой пружины несколько толще, чем необходимо. Подобное случается и у старых револьверов при слабом зацеплении боевого взвода курка с шепталом спускового крючка.
Для ликвидации указанного дефекта необходимо место зацепления шептала и курка заправлять под прямым углом или увеличить высоту шептала, подпилив основание коленчатого выступа спускового крючка.
При отладке боевого оружия необходимо отладить еще один узел УСМ – узел самовзвода. Для эффективной стрельбы самовзводом необходимо хорошо чувствовать револьвер. Отладка самовзвода производится со следующей целью:
• ликвидировать провал спуска при выстреле самовзводом;
• обеспечить надежный возврат курка в переднее положение после выстрела.
Возврат спускового крючка может быть затруднен из-за чрезмерного ослабления нижнего пера боевой пружины. Для устранения этого необходимо вывернуть винт собачки самовзвода или шатуна, снять собачку и ее пружину, после чего подпилить оба пера пружины, проверяя опытным путем результаты работы. Только после этого можно начинать подгонку собачки самовзвода, аккуратно полируя ее поверхность и сопряженную с ней поверхность спускового крючка. Эта операция требует особой тщательности, ни в коем случае не следует допускать перекосов указанных поверхностей, чтобы исключить неправильную работу УСМ в режиме самовзвода.
После подгонки частей УСМ все места опиливания необходимо отполировать до зеркального состояния, избегая при этом скругления граней: ведь от этого зависит надежная работа УСМ револьвера.
Отладка крепления экстрактора
Состояние крепления экстрактора также может негативно влиять на процесс выстрела. В том случае, если шомпол в шомпольной муфте "болтается", необходимо с помощью обжимки, аналогичной по устройству обжимке для курка несколько уменьшить отверстие в ней. Именно из-за достаточно быстрого "разбалтывания" узла экстрактора и негативного влияния этого явления на результаты стрельбы некоторые спортсмены-профессионалы либо не пользуются револьверами, либо переделывают их таким образом, чтобы вообще исключить из конструкции этот узел.
Отладка места стыка ствола
и барабана
Как правило, самостоятельно выполнить эту операцию достаточно сложно, может потребоваться помощь специалиста-оружейника. В основном отладка стыка барабана и ствола производится в револьверах, предназначенных для особо точной стрельбы, т.е. спортивных или специально отобранных боевых, предназначенных для ответственных стрельб.
Правильность стыка проверяется (при снаряженном учебными патронами барабане револьвера) принудительным взводом курка. При попытке покачивания барабана свободной рукой он не должен шататься.
Наличие сильного шата говорит о том, что конусная часть ствола револьвера не до конца села в гнездо барабана. В результате при выстреле пуля слегка деформируется, создавая тем самым дополнительную ударную нагрузку на рамку, что приводит к ускоренному выходу револьвера из строя. На указанный дефект может также указывать тугая экстракция гильз и их односторонняя деформация.
Для устранения чрезмерного зазора между стволом и барабаном необходимо при взведенном курке отжать барабан назад и замерить расстояние от передней стенки барабана до задней стенки крышки, удерживающей патроны от выпадения, штангенциркулем или микрометром. После этого отжать барабан вперед до упора (например, воткнув между барабаном и крышкой небольшую щепку) и снова измерить указанное расстояние. Разница между полученными значениями у исправного револьвера не должна превышать 0,1-0,2 мм (рис. 6, а). Если она больше, то необходимо в условиях мастерской извлечь ствол из рамки и на токарном станке подрезать на высоту одного витка резьбы опорный поясок ствола (рис. 6, б). После чего установить ствол на место и проверить правильность подгонки. Если курок взводится туго или не взводится вообще, казенный срез ствола одиночными, ровными, легкими движениями зачищается "бархатным" напильником до размера, исключающего люфт барабана и позволяющего УСМ работать нормально. Причиной шата барабана может оказаться еще и физический износ его оси или отверстия, в которое она входит. В этом случае заднюю часть оси следует слегка расклепать.
Продолжение следует