Cложное искусство охоты можно расчленить на ряд составляющих его элементов. Основным из них, самым важным и трудным является знание зверей и птиц, их биологии и повадок.
Второй важный элемент составляет знание местности, ее рельефа, растительности, водоемов, местонахождения и поведения дичи в разное время года и дня, при разной погоде.
Умение по многочисленным и разнообразным признакам находить и выслеживать животных, определять и предугадывать их поведение представляет собой еще одну составную часть охотничьего искусства.
Однако для успеха охоты еще мало найти дичь. Надо уметь ее вовремя увидеть и незаметно приблизиться к ней на выстрел. И, наконец, охоту завершает стрельба, пожалуй, самое легкое из того, что охотник должен знать и чему он должен научиться.
В этой книжке оставляется в стороне вопрос об охоте с капканами и другими ловушками и говорится только об одной составной части ружейной охоты – наблюдении и скрадывании, в особенности же о необходимой для этого маскировке.
Маскировка и скрадывание применяются не всегда. Например, при охоте с легавой по бекасам то и другое будет излишне.
Но они очень нужны в большинстве охот на боровую дичь (рябчик, тетерев, глухарь). Широко применяется скрадывание при охотах на уток и гусей, дроф и других птиц. При охоте же на зверей маскировка и скрадывание нужны в большинстве случаев, а при охотах на средних и крупных зверей – почти всегда. То же самое и в случае охоты из засады – из шалашей и различных скрадков.
Искусство скрадывания, иногда непостижимое для неопытных людей, в основе своей сводится к знанию повадок животных и маскировке в широком смысле этого слова, то есть к маскировке зрительной, звуковой и к маскировке запаха.
Успех скрадывания нередко зависит также от того, насколько умелым следопытом является данный охотник и насколько точно он сумеет предугадать поведение зверя или птицы.
Невозможно предусмотреть и описать все бесконечное разнообразие случаев и комбинаций на охоте. Поэтому здесь указываются, главным образом, основы охотничьей маскировки; пользуясь ими, каждый может выработать свою систему применительно к конкретным условиям своих охот.
Какое значение имеет маскировка на охоте, мы можем себе представить, если вообразим, что стали обладателями сказочной "шапки-невидимки". Ведь тогда мы могли бы брать дичь просто руками.
Умение маскироваться на охоте, пожалуй, не менее сложно и не менее замечательно, чем искусство следопыта. Чтобы уметь маскироваться, нужна значительная сумма знаний, и еще более – опыта.
Все знают, что нельзя стать охотником по книге, нужна практика. Но помочь быстрее научиться, предостеречь от многих ошибок и разочарований, дать полезные советы начинающим, а иногда и опытным охотникам – возможно.
Значение местности
Сначала условимся, что местностью мы будем называть любую часть земной поверхности со всеми находящимися на ней предметами, природными и сооруженными человеком. Местности, занятые населенными пунктами, мы не будем брать во внимание.
Звери и птицы постоянно или временно обитают в той или другой местности. Там они рождаются, растут, спариваются, добывают себе пищу иногда совершают перекочевки или перелеты, скрываются от врагов. Там же и охотятся на них. Наличие зверей и птиц в данной местности и их численность зависят, главным образом, от следующих основных причин:
а) возможности добывания корма;
б) возможности укрытия от врагов и непогоды и вывода молодых;
в) хозяйственной (в том числе охотхозяйственной) деятельности человека.
Различные виды местности образуют естественные фоны, придающие ей своеобразную окраску. Различают, например, фоны равнин, гор, холмов. Удобства маскировки на них различны. Самый невыгодный из них – равнинный; на нем меньше всего заслонов, за которыми можно укрываться от наблюдения и слуха зверей и птиц. И, наоборот, с точки зрения маскировки лучше всего фоны гор и холмов.
Но следует еще разделять фоны местности по наружному покрытию поверхности.
Фоны с растительным покровом, образуемые местностью, покрытой лесом, травой, кустарниками, хлебами, камышами, мхами и т. д. независимо от того, является ли местность равнинной, гористой или холмистой.
Фоны без растительного покрова, опять-таки безотносительно к рельефу. Сюда относятся места, покрытые песками, голой глиной, как в Средней Азии и кое-где в тундрах скалы, каменные россыпи, пашни в известный период.
Фоны воды – рек, озер, прудов, морей. Следует заметить, что маскироваться на фоне "чистой" воды почти невозможно. Но вода, покрытая растительностью, плавающей на ней, или тем более – торчащей из нее (осока, тростники и др.), представляет уже удобства для укрытия охотника. Удобства эти тем значительнее, чем выше и гуще растительность.
К этому мы можем еще добавить фон неба и облаков, а также фон снега и льда, обычно демаскирующие охотников, также как зверей и птиц.
Фоны местности имеют очень важное значение на охоте. Маскироваться надо всегда под фон местности так, чтобы по возможности слиться с ним, быть от него неотличимым и потому – малозаметным. Это – первое и непременное требование всякой маскировки на охоте.
Естественные фоны обычно перемежаются и редко бывают однообразны на значительных пространствах, за исключением фонов воды, неба и снега.
Следует различать фоны чистые, то есть однообразные по цвету, и фоны пестрые, или пятнистые. Примером чистого фона может быть "зелень" – всходы хлебов, леса, состоящие из деревьев одной породы, однообразные моховые болота.
Сложные фоны характеризуются пятнистостью, широко распространенной в природе как в местах, лишенных растительного покрова, так и там, где он есть. Пестрый фон – смешанный лес, кустарники разных пород, разнотравные луга, особенно если деревья или травы одного и того же вида растут группами. Ведь зелень елей, берез, разных трав неодинакова между собой. Пятнисты бывают и скалы, обрывы, даже пески.
Естественные фоны сильно изменяются в разное время года. Фоны местностей: без растительного покрова (пески, пашни, каменистые места, голые, пустыни) летом после дождя в большинстве случаев темнеют, а зимой совершенно заменяются фоном снега, то чистого, то с торчащими из него камнями, былинками и т. д. Скалы зимой в зависимости от их формы становятся пестрыми – цвет камня чередуется с белым цветом снега.
Фон воды в зимнее время заменяется фоном льда, или чаще – снега, покрывающего лед.
Фоны местностей с растительным покровом отличаются наибольшей чистотой в начале лета, в большинстве мест – в июне, когда зелень еще свежая, не успела устареть. Но уже через месяц, в июле, зелень немного темнеет и на ней, пока еще слабо, начинают вырисовываться будущие пятна. В дальнейшем этот процесс ускоряется; среди зелени, и так неоднородной по цвету, начинают все больше и резче выделяться большие и малые пятна желтого, бурого, красного и других цветов, разных тонов и интенсивности. Фон растительности усложняется.
Осенью, при увядании растительности эти цвета – желтый, бурый и красный – уже преобладают, причем часто бывают перемешаны. Эти же цвета на фоне растительности преобладают весной, после того, как стает снег, а зелень еще не появилась. Такие периоды в условиях континентального климата, как, например, в Восточной Сибири, бывают довольно длинными, до полутора-двух месяцев.
Зимой почти всякая местность резко изменяется; на открытых местах снега очень много, а в лесах и кустарниках его местами бывает мало, местами много.
Маскирующие свойства местности неодинаковы. Возьмем, например, лес. Мы знаем, что лес по составу образующих его пород бывает хвойный, лиственный, смешанный, одноярусный и двух-трех ярусный, с покровом моховым, травянистым, из ягодников и т. д.
Лес бывает высокий, низкий, густой и редкий, частично вырубленный, в разных стадиях возобновления, захламленный или "чистый", в различной степени поврежденный огнем, насекомыми и так далее.
Если же мы станем рассматривать, допустим, хвойный лес, то увидим, что он в свою очередь тоже неоднороден. Одно дело – густые ельники, пихтачи и кедрачи –"темный лес", и совсем другое – чистые сосновые боры, сравнительно светлые, с низким и чистым брусничниковым или моховым покровом, со значительной видимостью. И совсем иные, например, леса из лиственниц, покрывающие огромные пространства в Сибири. Если к лиственнице не примешаны другие лесные породы, это – самые светлые леса. Летом они светлее потому, что короткая, мягкая, нежно-зеленая хвоя этих деревьев пропускает большое количество рассеянного солнечного света сквозь свои кроны, создавая впечатление их полупрозрачности, воздушной легкости. На зиму же хвоя лиственниц, как известно, опадает, деревья оголяются. Те же темные, светлые и самые светлые хвойные леса, о которых говорится, будут с точки зрения маскировки весьма различны в зависимости от других обстоятельств – густоты, подроста, захламленности и т. д.
В горах лес, растущий на южных склонах, освещен солнечными лучами всегда лучше, чем на северных, поэтому и видимость на южных склонах обыкновенно бывает лучше.
Заросли кустарников, травы, мхов, а также многие другие виды местности, как правило, неодинаковы. Отсюда следует, что чем лучше охотник будет изучать местность, обращая внимание на ее маскирующие свойства, тем больше он получит пользы.
Необходимо сказать еще несколько слов о видимости. Этим термином обычно обозначают расстояние, на котором человек с нормальным зрением может различать местные предметы.
Вообще говоря, видимость определяется не только свойствами местности. Она зависит, главным образом, от силы освещения, погоды и прозрачности воздуха. Ночью она бывает наименьшей, увеличивается на рассвете и доходит до наибольшей величины в полдень (при ясном небе). В разные фазы луны ночью видимость также сильно колеблется. Местные предметы часто ограничивают видимость. В густых зарослях камышей, тростников, высоких трав, некоторых кустарников, в молодых зарослях всех хвойных деревь