Главная / 2000 / Оружие и охота №2

О таксе с любовью

Рядом с охотником

Такое разнообразие эпитетов, которыми в кинологической литературе награждали таксу, не удостоилась, пожалуй, ни одна порода собак: умна, ласкова, самостоятельна, непослушна, упряма, предана, хитра, изобретательна, злопамятна, мстительна, обидчива, ворчлива, требует к себе уважения, интеллигентна и т.д. Все это правда и все это может относиться к одной и той же собаке.На мой взгляд самую точную характеристику дал этой породе писатель и охотник В. Чернышев: "Эти маленькие и длинные на вывернутых и крепких лапах собачки держатся с таким достоинством, которое украсило бы великовозрастного пса. Это родовое достоинство умных и серьезных собак, знающих цену как себе, так и усилиям многих поколений людей, настойчиво создававших себе помощника, как нельзя более приспособленного для норной охоты, самоотверженного, с железной хваткой несоразмерно огромных клыков, будто приставленных от большого пса. Таксы — это родовитые карлики с басовитыми, опять же не по росту голосами, трогательно, без тени подобострастия привязаны к своему хозяину, но из-за присущего им чувства собственного достоинства, очень самолюбивы и обидчивы при несправедливости. Все эти качества наряду с симпатичным уродством, по своему подчеркивающими аристократичность происхождения, придают таксам своеобразное и глубокое обаяние".

Чемпион породы и полевой чемпион гладкошерстная такса Флавий (владелец А. Ю. Тимошенко)

Именно их оригинальность, ум и необычный характер заставляют многих людей приобретать такс как декоративную собаку "для души". А что же должно привлекать охотника? Какие свойства таксы характеризуют породу как охотничью? Это, прежде всего, агрессивность к объекту охоты, поразительное чутье, выносливость и страсть в работе — все то, что определяет хороший охотничий инстинкт. Но главное, что веками культивировалось при ведении породы, — это рациональность и здравый смысл. Все это вместе взятое подтверждает мнение о том, что таксы склонны к ситуативному мышлению.

Работу такс в норе отличает большая, чем у терьеров, осторожность, им почти не присущи "мертвые хватки", они работают преимущественно бросками, короткими хватками или же методом "разменов", заставляя зверя выйти из норы под выстрел. Для охотника такая работа собаки более продуктивна, а для собаки, что очень важно, безопасна. Вероятно, именно благодаря этим особенностям работы, количество погибших в естественных норах такс сравнительно невелико.

Кроме использования такс в качестве норных собак, с ними также охотятся и на копытных (таксы Киевского облсовета УООР награждены "высокими дипломами" за работу по кабану), на зайца, по водоплавающей птице используют для поиска подранков. Однако коротконогость этих собак не позволяет охотиться с ними по глубокому снегу, в болотистой местности и в угодьях с преобладанием высокой и густой травянистой растительности.

Взаимоотношения таксы и хозяина отличаются очень тонкой психической организацией, способностью к весьма тесному контакту и повышенной чувствительностью. Вот как это описывает известный кинолог и специалист по таксам М. Муромцева: "...она (такса – прим. ред.) способна к очень тесному контакту с воспитателем, тянется к этому контакту, испытывает в нем потребность, страдает от его отсутствия. Для человека, которого она любит, такса работает с полной отдачей, делит с хозяином радость от удачной охоты. Такса, владелец которой не понимает свою собаку, становится себе "на уме". Она отдаляется от человека, независимость ее характера проявляется в полной силе, она обучается ловчить, "халтурить", становится корыстной, замкнутой. Охотничий инстинкт толкает собаку в нору, но... работает она на себя, удовлетворяя охотничью страсть и мало заботится о том, что нужно хозяину".

В Украине наиболее многочисленной породой такс являются гладкошерстные таксы. И Киев в этом не исключение: среди почти 100 такс, зарегистрированных в городской секции УООР, почти 60% составляют гладкошерстные, хотя длинно- и жесткошерстные по рабочим качествам им ни в чем не уступают. В столице породу начали формировать с пяти такс, которые были зарегистрированы в секции еще в начале 70-х годов. Не являясь охотниками, все владельцы неукоснительно выполняли требования УООРа, ездили на притравки, участвовали в выставках. Вскоре были получены и первые результаты, а поголовье собак, зарегистрированных в секции, стало пополняться представителями породы, привезенными из других регионов. Владельцы возили своих собак на вязки к лучшим кобелям — представителям породы в разные города бывшего Союза. Однако в 70-х годах щенки большей частью уходили к охотникам в другие области, а наши, киевские охотники, не всегда оправданно, на мой взгляд, отдавали предпочтение терьерам.

Я попыталась сломать этот стереотип в 1983 г., когда на Республиканских состязаниях норных собак добилась включения в команду терьеров таксы Ремир (владелец Л.Н. Радзих). Этот кобель единственный из команды получил диплом i степени, заняв почетное третье место, и тем самым вывел команду на первое место. С этого времени киевские охотники стали пристально присматриваться к таксам и постепенно пополнять ряды "таксятников", наконец-то поверив в наших такс. С тех пор таксы на равных участвуют во всех полевых мероприятиях.

С 1997 г. национальные состязания норных собак проводят по двум норам: традиционной "восьмерке" и международной П-образной. В этом же году только две собаки получили по два диплома i степени — это ягдтерьер Яна (владелец А.Н. Вдовичен) из команды Киевского облсовета УООР и гладкошерстная такса Флавий (владелец А.Ю. Тимошенко) из команды г. Киева. Флавий занял почетное призовое место и вывел команду Киева на первое место. В 1999 г. только одна собака получила два диплома i степени — это гладкошерстная такса Ярик (владелец С.О. Сухов), который получил титул Полевого чемпиона, а команда Киевского облсовета УООР заняла первое место.

Проводившаяся племенная работа довольно долго во главу угла ставила прежде всего получение отличных рабочих качеств породы, при этом руководствовались стандартом породы, принятым Всесоюзным кинологическим советом МСХ СССР еще в 1979 г. В настоящее время, в связи со вступлением секции охотничьего собаководства Киевского горсовета УООР в ассоциированные члены fci, мы начали проводить серьезную работу по выработке экстерьера у наших такс согласно последним (ужесточенным) требованиям стандарта fci. Кстати, для такс за основу принят немецкий стандарт породы — это, можно сказать, их "родной" стандарт. Почему же и нам не принять его полностью, а не корректировать постоянно свой "доморощенный", как предлагают в различных специализированных московских изданиях.

Конечно, "свежая" кровь от импортируемых производителей из венгерских, польских и других европейских питомников на первых порах чуть ослабит рабочие качества, однако при грамотном ведении породы, я думаю, можно добиться хороших результатов уже в ближайшее время.

И в заключение хочу опять же привести слова В.Чернышева: "Сохраняя таксам силы для подземных сражений, хозяин носит их чаще всего за спиной. Собачки сидят в рюкзаке, умными, чуть грустными глазами оглядывают из-за плеча лес, слушают далекие голоса гончих, принюхиваются к лесным запахам. В прихлынувшем чувстве признательности они тычутся влажным носом в хозяйское ухо и терпеливо ждут своего часа".