Главная / 2008 / Оружие и охота №5

Обломок империи

Обломок империи

Современный украинский, да и российский, читатель практически не знаком с нынешними европейскими оружейными мастерами-штучниками. Причиной такого положения с одной стороны является активность крупных производителей оружия, усиленно и с успехом предлагающих собственные серийные изделия в самом что ни на есть "эксклюзивном" (Luxus-, High-Grade, Custom-) исполнении. А с другой – отсутствие в нашем олигархическом обществе потребителя действительно штучных изделий. Основным критерием высокого социального статуса применительно к оружию у нас остается cossa del barbaro lusso (изделие варварской пышности). Производство подобных предметов роскоши было с успехом освоено оружейными фирмами, торговавшими с Востоком, где-то в "эпоху тюльпанов" в Турции (середина XVIII ст. период разорительной роскоши стамбульского двора авт.). Длительное время подобное оружие для вывоза на Восток с успехом изготовляли зульские фирмы, тот же Heym Waffenfabrik AG. Из новых имен наибольшего успеха в данном направлении в т. ч. в Украине добился Blaser, эстетические критерии которого заметно влияют и на продукцию традиционных марок. Достаточно взглянуть на модельный ряд линии Mannlicher Luxus, чтобы понять в каком направлении развивается данный тренд.

Имеется ли альтернатива сложившейся на отечественном рынке патовой ситуации? Читайте в ближайших выпусках нашего журнала.

"Only accurate rifles are intresting"

Colonel Townsend Whelen

Как выглядела английская винтовка сто лет назад общеизвестно. Достаточно просмотреть каталог фирмы Rigby, чтобы иметь представление о вкусе социальной группы джентельменов – далеко не самых богатых представителей "золотого века" Британии. Но именно эти люди, язык не поворачивается назвать их "потребителями", несли бремя белого человека, иными словами — создавали вокруг себя культурное пространство, влияние которого заметно даже в глубоко провинциальном Киеве начала 20 ст. Речь об архитекторе и африканском охотнике Городецком.

Современный украинский охотник, как и арабский шейх незнатного рода из эмиратской "глубинки", предпочитает ехать на сафари с "блазером". Дело вкуса, о котором не спорят. Однако, что случилось с английской винтовкой спустя сто лет. Существует ли она?

Спешу обрадовать читателей. Винтовка существует и успешно развивается. Но не в Соединенном Королевстве. Принятие там в 1998 г. ограничительного закона об оружии фактически вытеснилоло британских оружейников в эмиграцию. Одним из таких трудовых мигрантов стал наш герой.

Pete Lincoln родился 08.11.1968 в Beverly графство East Yorkshire в самой что ни на есть йоменской семье. Отец фермер и мелкий предприниматель занимался перевозками на своих восьми грузовиках. Сын в школьные годы обнаружил интерес к оружейному делу и напросился в ученики к местному оружейнику. Уже в 14 лет он ремонтировал ружья соседским охотникам. В восемнадцать лет юный Линкольн, чтобы "за бесплатно" получить квалификацию оружейника, вступил в армию. В таких привлекательных возможностях карьерного роста и заключается преимущество их профессиональной армии. Следует понимать, что британская армия, как и украинская, остается "рабоче-крестьянской".

Обучение в Корпусе королевских электриков, механиков, инженеров продолжалось восемнадцать месяцев. Если обычно выпускникам присваивают квалификацию оружейника третьего класса, что не позволяет им работать самостоятельно, то Пет Линкольн получил квалификацию оружейника второго класса и был направлен в пехоту. Обычно штат ремонтной мастерской в британской пехотной части состоит из четырех человек: мастер первого класса (сержант), оружейник второго класса (капрал) и двое оружейников третьего класса (рядовые). Кроме руководства работой, мастер проводит и дальнейшее обучение подчиненных, например – обслуживанию оружия иностранного образца. Оказалось, что в войсках в качестве "полевых жен" АК-47 куда более популярны, чем "законные, но нелюбимые" SA 80.

Вскорее капрал Линкольн был направлен на фирму Accuracy International обучаться обслуживанию и ремонту снайперских винтовок нового образца. Курсом руководил сам Malcolm Cooper, создатель знаменитой винтовки PM (Prasision Magazine, она же L96A1, G22 и пр.). Интерес молодого капрала к стрельбе и успехи на этом поприще были замечены командованием и его направили в школу снайперов в Colchester, где находился и исследовательский центр, занимавшийся такими узко-специальными вопросами как новые материалы, покрытия, альтернативная длина стволов…

В общей сложности, обучение на мастера-оружейника с перерывами на практическую работу продолжалось шесть лет — до 1992 г. После чего Lands-Corporal Линкольн возглавил мастерскую, где ремонтировалось стрелковое оружие трех частей британской армии. Вскоре истек и девятилетний срок контракта. Взяв от армии все, что она могла дать крестьянскому парню, Линкольн покинул ее ряды, чтобы влиться в ряды рабочего класса. К этому времени он уже жил и работал в Германии. Глобализация, однако.

Когда непыльная работа (Space Craft Controller) вахтовым методом в космическом исследовательском центре в Дармштадте – семь дней "в космосе", семь дней дома, окончательно наскучила, Линкольн обратился в Ремесленную палату Германни с тем чтобы легализовать свою армейскую квалификацию "на гражданке". Аттестаты были переведены и отосланы в одно из бесчисленных в ЕС "единых окон" для регистрации. Не прошло и года (что для ЕС быстро) как они вернулись с печатью. Пет Линкольн получил лицензию на "изготовление и продажу", также членство в Ремесленной палате. В 2005 г. было основано индивидуальное предприятие Roedale Precision. Название ему было дано по имени долины, где располагалась отцовская ферма.

Реклама нового дела была начата еще в 2004 году, так что к моменту легализации мастер уже имел "стартовые заказы". Да он и не скрывал, что "ремонтировал и переделывал оружие друзьям" (в рамках действующего законодательства ФРГ, позволяющего каждому производить определенные работы с легальным оружием). С самого начала Пет Линкольн знал, чем будет заниматься как оружейник. Предоставим ему слово: "Старшее поколение охотников постепенно отходит, а молодежь желает иметь прецезионное оружие. Современные покрытия маскировочного цвета или пластмассовые ложи больше не составляют проблемы". Заключение весьма смелое, однако, если даже в консервативной германской охотничьей среде находятся заказчики на такое оружие, то Пет Линкольн за свои слова отвечает. Мастерская-то собственная.

Мастер предлагает потенциальному потребителю три уровня работ:

— тюнинг фабричного оружия (affordable custom) от 1100 "евро";

— semi Custom от 1900 "евро";

— full Custom от 2700 "евро".

Как видим, цены вполне сравнимые с custom-продукцией крупных оружейных фирм. Что за эти деньги получает потребитель? Линкольн работает с различными системами (ресиверами), однако предпочитает изделия японской фирмы Howa. По его профессиональному заключению: "В сравнении с Remington 700 японская система предлагает такие преимущества как плоское посадочное место с интегрированным выступом для передачи и распределения отдачи (а не отдельное кольцо, как у Remington), массивный останов затвора, сплошную (а не соединенную точечной сваркой) рукоять перезарядки. В качестве альтернативы можно использовать также системы Weatherby Vanguard и RWS 89. Все равно, все они одинаковы до мельчайших деталей т. к. изготовлены одним производителем". Глобализация, однако. Сколько раз еще прийдется повторить это глубокомысленное заключение.

Меньше всего работы с affordable custom: измерить и оптимизировать налегание патрона в патроннике, для чего притереть зеркало затвора, опилить дульный срез, отрегулировать усилие и путь спуска, для чего отполировать сопрягающиеся поверхности УСМ и "Roedale Howa" за 1100 "евро" готова. Более сложные работы производятся с оружием semi custom. В дополнение к вышеперечисленным операциям сопрягаются также размеры боевых упоров и вырезов ресивера, измеряется вся система и все поверхности спрямляются и приводятся к параллельности. Для оружия full custom Линкольн использует системы Barnard из Новой Зеландии и еще одного немецкого производителя, имя которого является его коммерческой тайной. Эти системы предлагаются в трех размерах: до .308 Win, до .300 WSM, до .338 Lapua Mag.

Как видим, искусство Линкольна как штучника, кроме высокой квалификации оружейника заключается в знании мирового рынка комплектующих. Глобализация предлагает широчайшие возможности тому, кто готов играть по ее правилам. Субподрядчики Линкольна разбросаны по всему Свету, что составляет основную причину длительных сроков исполнения заказа: от трех до двенадцати месяцев в категории semi или full custom. Самое узкое место – ложи от McMillan. (Здесь читателям рекомендуется внимательно запоминать все нижеперечисленные торговые марки комплектующих, чтобы ориентироваться: из чего должна состоять приличная английская винтовка спустя сто лет). Как объясняет сам Линкольн: "McMillan известнейшая ложа, которую каждый желает иметь. Поэтому сроки поставки простираются до одного года".

Специально для Remington 700 (к слову – своего любимого оружия) Линкольн заказывает затворы от Pacific Tool & Guage с выбрасывателями от Sako. Badger Ordnance предлагает сменные магазины Поскольку в 2007 г. вся продукция закупалась для модернизации М 40 Корпуса Морской пехоты США, Линкольн переадресовал свои заказы на Seeking Precision, где изготовляют такие же сменные магазины для систем Howa, Savage, Remington. Что касается спусковых механизмов Линкольн отдает предпочтение изделиям Jewell или CG. Howa предлагает собственные уже с уменьшенным до 500 г усилием.

Как все это работает "в собранном виде"? Roedale Precicion гарантирует для своих изделий класса semi и full custom рассеивание не более 0,5 МОА на дистанции 100 м. Сам Пат Линкольн в качестве охотничьего оружия предпочитает систему Remington 700 со стволом калибра .30-06 от Border. Прежде Линкольн использовал стволы от Douglas Heym, однако после 12000 с небольшим выстрелов изменил свое мнение. Согласно его представлениям "больше шума и веса", предлагаемые калибром .300 WSM "не оправданы" (баллистически — авт.). Напротив, .30-06 с широким набором специальных снаряжений позволяет охотиться практически на любых дистанциях. От облавной охоты на кабанов, где .30 – 06 демонстрирует очевидное преимущество над .308 Win., до дальних выстрелов в горах. Понятие "дальний", применительно к выстрелу в устах Линкольна имеет собственное значение. Когда он охотился в немецких государственных угодьях на косуль, егеря потели от напряжения. Пришлось перебираться на Мальорку, где в горах на открытых пространствах достаточно одичавших коз. Перед мастерской Линкольна выставлены три дюжины трофеев, ни один из которых, по его словам, не был добыт ближе, чем с 300 ярдов (270 м). А наиболее дальний успешный выстрел был сделан им с 620 м.

Экспериментирует Линкольн и с собственными Wildcat-калибрами: "дозвуковым" 9,3 SLAP (по советскому образцу на основе гильзы 7,62 х 39), 9,3 Roedale Short Magnum (на основе .300 WSM), 9,3 FLAP (на основе .338 Lapua Mag.), соединяющими по его мнению энергию и точность.

Каковы планы на 2008 год? Пристроить к мастерской магазин, заключить договора об импорте комплектующих с Mannera Composits, Barnard Precision, Seeking Precision, A-TEC (глушители). С конца 2007 г. в производстве малые серии винтовок с ложами, окрашенными в черный и защитный цвета, и стволами трех различных контуров: Hunting, Varmint, Match. Линкольн живет своей профессией. А кокер-спаниель Lady Meggy – символ навсегда ушедшей старой доброй (для кого-то) Англии — приветливо бьет хвостом каждому посетителю.