Главная / 2013 / Оружие и охота №5

О навыке прицеливания

Школа мастерства

Мы обратимся к стрельбе из оружия с прижатым к боку прикладом и рассмотрим прицеливание без использования прицельных приспособлений.

Актуальность разработки методов обучения такой стрельбе очевидна. Стрелять подобным образом приходится при движении в атаку, внезапном столкновении с противником (в населенном пункте, в траншеях и ходах сообщения, в лесу и пр.), т.е. в наиболее напряженные моменты боя, требующие от стрелка необычайной выдержки и быстроты действий.

Прицеливание с помощью прицельных приспособлений (обычные стрельбы) и без помощи последних (стрельба на ходу с прикладом, прижатым к боку) является двигательным актом. Как в том, так и в другом случае прицеливание осуществляется двигательным аппаратом человека. В этом отношении оба положения стрельбы в какой-то степени родственны между собой. Но во время обычной стрельбы зрение, наряду с отысканием цели, выполняет и функцию контроля за движением оружия, а стало быть, и за двигательным аппаратом стрелка, осуществляющим это движение. Наличие прицельных приспособлений на оружии и оправдывается необходимостью зрительно контролировать положение оружия.

При стрельбе же, когда приклад прижат к боку, зрительный контроль за движением оружия не может играть той роли, которую он играет при обычной стрельбе. Именно в этом и специфичность стрельбы на ходу с прикладом, прижатым к боку. Своеобразие, непривычный характер зрительно-двигательных отношений иногда отпугивают некоторых товарищей от стрельбы на ходу. Им кажется, что в этих случаях невозможна меткая стрельба. Однако опыт убеждает нас в том, что двигательный аппарат человека может прекрасно работать и без зрительного контроля за ним. Когда телеграфист, работающий на буквопечатающем аппарате «слепым» методом, нажимает строго определенными пальцами на клавиши, не глядя на» них, то он не прибегает к зрительному контролю. Опытный шофер ведет машину через узкие ворота, не глядя на кузов и прочие выступающие части машины. Из лука можно выпустить стрелу на значительное расстояние, и довольно метко, не прибегая ни к каким прицельным приспособлениям.

Основываясь на этих примерах, можно сделать вывод, что прицельные приспособления отнюдь не являются источником, «творцом» меткой стрельбы. Преувеличение значения прицельных приспособлений не вполне оправдано даже в отношении обычной стрельбы, а при решении проблемы стрельбы на ходу часто толкает нас на ложный путь (к примеру, стрельба навскидку, где в угоду зрительному контролю приносится в жертву лучший способ удержания оружия при стрельбе очередями).

Учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности помогает нам правильно решить проблему навыка прицеливания, наведения оружия в цель с прикладом, прижатым к боку.

Одной из важнейших функций коры больших полушарий головного мозга по И.П.Павлову является анализаторская функция, разложение воздействующих на мозг раздражителей на отдельные элементы.

Разрабатывая учение об анализаторах, И.П.Павлов открыл существование особых анализаторов, обращенных к внутренней среде организма.

«Очевидно к тем анализаторам, о которых постоянно говорится — глазной, ушной, кожный, носовой и ротовой — надо прибавить, — говорил он, — анализатор движения, двигательный анализатор, который имеет дело с теми центростремительными раздражениями, которые бегут от самого двигательного аппарата, от мышц, от костей и т. д. Следовательно, к пяти наружным анализаторам мы должны прибавить и в высшей степени тонкий анализатор — внутренний анализатор двигательного аппарата, сигнализирующий в центральной нервной системе каждый момент движения, положение и напряжение всех частей, участвующих в движении».