Главная / 2001 / Оружие и охота №4

Безопасное эхо войны

Оружейная мастерская

Cтраницы западных оружейных каталогов, таких, к примеру, как "Kettner" или "Frankonia Jagd", нередко украшают великолепные фотографии длинноствольного стрелкового оружия армейских образцов времен первой и второй мировых войн.Рядом с модификациями винтовки Мосина-Нагана (включая и финский вариант) и Маузера-98 здесь можно встретить английские винтовки Энфилд и американские Гаранд. К ним предлагаются штыки, оптические прицелы, подсумки. Отдельно рекламируются редкие экземпляры оружия — раритеты с оригинальными клеймами и прицельными планками, вроде уникальной винтовки, изготовленной в Германии в 1938 г. по заказу Ирана (Маузер М 98/1938 "Pеrsien" калибра 8ґ57 IS). Отрадно, что всю эту продукцию можно приобрести за вполне приемлемую цену (от 130 до 1 000 DM), в зависимости от степени редкости образца. Однако почему всем перечисленным образцам оружия отведено место на страницах, озаглавленных "Historische Originale" ("исторические оригиналы")? Все очень просто. Страницы каталогов с военными образцами длинноствольного стрелкового оружия предназначены для любителей и коллекционеров оружия, которые в силу определенных причин не хотят увязать в рутине оформления документов на право его приобретения и хранения.

Это "стрелковое оружие серийного военного образца с намеренно внесенными конструктивными и технологическими изменениями, произведенными по определенным правилам в целях полного исключения возможности выстрела из него каким либо боеприпасом". По-английски такое оружие называется "Deactivated War Trophy" —"не стреляющие военные трофеи" (сокращенно "Deko"). Само название подчеркивает его сугубо декоративную роль. Наиболее поэтичным вольным переводом этого словосочетания на русский язык будет, наверное, "безопасное эхо войны". В странах Запада сейчас процветает бизнес, связанный с реализацией такого рода коллекционного оружия. Рынок сбыта наводняют образцы оружия как подлинного, отыскиваемого в арсеналах или восстановленного до первозданного вида из останков, найденных на местах боев, так и специально изготавливаемого, внешне не отличающегося от исторического прототипа. Только все это, увы, не у нас, а на Западе. А теперь и на Востоке — в России. Впрочем, некоторые сдвиги в этом направлении наблюдаются и в Украине: такое же оружие под условным обозначением "макет массогабаритный", или ММГ поступает в продажу киевских оружейных магазинов. Первой ласточкой стал автомат Калашникова АК-74 М. На изделие выдан сертификат, свидетельствующий, что "ММГ 5,45-мм автомата Калашникова относится к предметам хозяйственно-бытового назначения и приобретается без лицензии. Используется в качестве сувенира". Сувениры эти, несмотря на их высокую стоимость (в пределах 1 400 грн.), не залеживаются на прилавках магазинов. Сертификат обнадеживает: "при правильной эксплуатации макет безопасен в обращении". Значит, застрелиться из него нельзя. За счет чего же достигается такой высокий уровень безопасности? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно произвести неполную разборку макета. И тогда выяснится, что крылышки магазина, удерживающие в нем патроны, спилены, и этим магазин приведен в состояние полной непригодности к боевому применению. В затворной раме обрезан газовый поршень, и она оканчивается "огрызком" штока. Зеркало затвора вместе с выбрасывателем срезано наискось, что исключает возможность его функционирования. Боек отсутствует. Казенная часть ствола — патронник — забита заглушкой. Внизу, под цевьем, в стволе просверлены три отверстия Ж7 мм. Под пластиком цевья их не видно, но они служат причиной полной "профнепригодности" ствола. И в довершение всего, на правой стороне ствольной коробки выведены маркировочные буквы "ММГ".

Первый опыт создания такого оружия на "Ижмаше" прошел так удачно, что завод выпустил ММГ автомата АКС-74 со складным металлическим рамочным прикладом и ММГ автомата АКМ образца 1959 г. с лакированными деревянными частями. Не отстает от ОАО "Ижмаш" и МЗ "Молот" в г. Вятские Поляны. Специализируясь по ручным пулеметам, он наладил производство ММГ РПК-74. Внешне все, как полагается. Длинный ствол, складной пулеметный приклад и сошки. Но почему-то не стреляет! И это еще что! В некоторых московских оружейных магазинах уже продаются переделанные в кустарных мастерских ММГ винтовки Мосина образца 1891/1930 г. и карабины образца 1938 г. В них часть ствола, находящаяся под ствольной накладкой, выфрезерована, а личинка затвора заменена болванкой. По сообщению российской печати Министерство обороны России готовит к реализации ММГ пистолетов-пулеметов Шпагина ППШ-41, бесполезно лежащих в арсеналах. Рано или поздно часть этого оружия окажется на прилавках оружейных магазинов Украины и будет успешно реализована, несмотря на высокую цену и бесполезность в плане практического применения. Кому достанутся деньги, вырученные от этой коммерческой операции? Часть их уйдет в Россию, часть получат организации торговой сети. Может быть, в арсеналах украинской армии нет старого оружия, от которого можно избавиться без особых хлопот, получив за это деньги? И оружие есть, и не лишними будут деньги на ее перевооружение и обеспечение военнослужащих. Но пока будет решаться этот вопрос, может произойти частичное насыщение рынка этими товарами со стороны. А это значит, что сливки от прибыли снимут другие. Пора увлечения боевым оружием, применяющимся в качестве охотничьего, уже миновала. Охотники сейчас редко покупают СВТ, КО-44 и СКС. Вот так и пылятся эти образцы в магазинах, покрываясь ржавчиной и без всякой надежды на успех, ожидая своего хозяина. А хозяин может появиться, и тогда эти остатки боевого арсенала раскупятся очень быстро. Нужно только организовать централизованную систему переделки и ремонта этого оружия в ММГ в оружейных мастерских, имеющих на это лицензию, а значит, и право выдавать на такие изделия соответствующие сертификаты, обладающие юридической силой. Примером такой мастерской может служить цех СП "Сапсан-Спорт" в городе Бровары. Это позволит заполнить еще одну потребительскую нишу товаром, "произведенным" в Украине, что будет выгодно нашей стране.