Главная / 2018 / Оружие и охота №5

Редкое сочетание. Магазинный бокбюксфлинт Отто Бока

История оружия

Данная публикация продолжает знакомить читателей с эксклюзивными экспонатами коллекции охотничьего оружия Вячеслава Богуслаева, Президента АО «Мотор Сич», находящейся в Музее техники, г. Запорожье, Украина

Соединение разных по конструктивным особенностям и назначению (дробовой, нарезной) стволов в горизонтальной плоскости удобно только в отношении дешевизны и простоты устройства оружия, — это аксиома. Такое соединение стволов имеет, увы, и свои отрицательные качества.

Так, в эстетическом отношении нарезной тонкий ствол небольшого калибра снаружи выглядит, как бы помягче сказать, некрасиво, будучи поставлен рядом с дробовым стволом большого калибра. Этот дефект отсутствовал в двойниках прежних старых систем, когда оба ствола были одинакового калибра и одинакового наружного диаметра (разница заключалась только в том, что один ствол был нарезной, другой гладкий).

В техническом отношении, при пайке стволов чаще получает искривление более тонкостенный дробовой ствол, такие искривления бывают преимущественно в горизонтальной плоскости, да и в отношении живучести — он же чаще всего подвергается наружным повреждениям.

Расшатывание стволов в колодке вследствие усиленных давлений в нарезном стволе происходит, кроме вертикального, и в горизонтальном направлении, что отрицательно влияет на меткость оружия. Наконец, в момент прицеливания два ствола, расположенные рядом, больше закрывают поле зрения, чем один ствол, уж с этим недостатком точно не поспоришь, охотники-то знают…

Ввиду всего перечисленного и многого другого немецкие и бельгийские оружейники стали выпускать комбинированные двойники не с горизонтальным, а с вертикальным соединением стволов, т. е., размещая нарезной ствол не рядом, а под дробовым.

Колодка для такого ружья требовала специальной конструкции — она должна была быть узкой и высокой. Получилось удобное в обращении ружье, не имеющее перечисленных выше недостатков, но зато получившее другие отрицательные качества.

Во-первых, верхний (гладкий) ствол, как расположенный гораздо дальше от общей оси качания стволов, более разрушительно действовал на запирание и колодку, чем нарезной ствол, расположенный рядом.

Во-вторых, специальная колодка и упрочненный затвор вызывали неизбежное удорожание ружья. Однако положительные качества новой системы имели настолько значительный перевес перед старой системой, что большинство современных двойников делаются по новой системе, как более практичной.

Двойники со стволами «над и под» оказались настолько удобными при стрельбе, что лучшие американские оружейники тоже стали изготавливать дорогие двуствольные дробовые ружья подобной системы: со стволами «над и под».

После 1918 года немецкие и бельгийские оружейники начали выпускать подобные дробовые двустволки, но в более дешевой ценовой политике.

Все ружья, имеющие вращающиеся на шарнире стволы, отгибающиеся от колодки для заряжания, со временем постигает общая участь: такие стволы получают качание в колодке. Трущиеся поверхности крюка и шарнира частью снашиваются, частью осаждаются, получая наклеп от ударов как при стрельбе, так и при небрежном, неумелом закрывании ружья. Если расшатываются обыкновенные дробовики, то штуцера и двойники расшатываются еще скорее. Патроны современных нитроэкспрессов и карабинов дают давления гораздо сильнее давлений дробовых патронов. Наиболее дальновидные оружейники учли это обстоятельство и создали специальные новые системы двуствольных казнозарядных ружей, стволы которых никогда не расшатываются. Таковыми были бельгийские двуствольные системы с крановым, значительно усовершенствованным затвором типа Ремингтон и вертикально скользящим затвором типа Шерп. Однако наиболее совершенным оказался продольно скользящий затвор системы Дарн, великолепно осуществленный в двуствольных ружьях Сент-Этьенского оружейного завода. По своим минимальным габаритным размерам, изяществу внешнего оформления, большой скорострельности, хорошему закрытию против запыления и загрязнения, громадной живучести и незначительному весу затвор Дарна не превзойден. Это лучший современный скользящий затвор для двуствольных ружей, имеющих стволы, соединенные в горизонтальной плоскости. Следует отметить, что для чистки, перевозки и в других случаях стволы ружья Дарна так же легко и быстро отнимаются от колодки, как и у обычных переломных систем, а прочный затвор Дарна оказывается незаменимым для двойников.

В XX столетии в Германии ружья со стволами «над и под» начал делать берлинский оружейник Отто Бок, вскоре немцы стали неправильно называть такое соединение стволов «системой Бока». Хотя, как известно, казнозарядные двустволки со стволами «над и под» делали еще в 1870-х годах английские оружейники (Гринер, 1880 г.) и др. До того были пистонные двустволки со стволами «над и под» работы французских оружейников (Девим и др.), а до них были и кремневые двустволки с подобными же стволами.

Немецкий оружейный мастер Отто Бок (Otto Bock, 1855-1926 гг.) жил и работал в Берлине в период с 1883 (1900?) по 1924 (1915? гг. по адресу: Waffenhandlungen Otto Bock, Hoflieferant des Kaisers, Kronestrasse 9 Berlin( «Изготовитель оружия Отто Бок, придворный поставщик, Кроненштрассе, 9, Берлин»).

Отто Бок был известен в широком кругу охотников как поставщик королевского двора. Став мастером — оружейником в 80-х гг. XIX ст., он был разработчиком, производителем и торговцем охотничьего оружия.

В 1901 г. мастер выполнил заказ на охотничью винтовку для шаха Персии, позже являлся придворным поставщиком кайзера Вильгельма II.

Фирма, основанная в 1887 г., просуществовала до 1945 г. Известность, которую Отто Бок приобрел благодаря своему делу как в оружейной сфере, так и в отраслях изготовления чучел животных, обработки оленьих рогов и т.д., стала мировой в прямом смысле этого слова.

Мастер Отто Бок участвовал в германских и международных оружейных выставках, в 1886 г. в Берлине, в 1889 г. в Касселе и в 1904 г. в Сент-Луисе он получил золотые медали.

Оружейник Отто Бок c 1912 г. начал выпускать магазинные двойники своеобразного устройства, один из которых описан в настоящей статье.

Его система представляет собой винтовку Маузера с болтовым скользящим затвором, продольно фрезерованной ствольной коробкой и срединным коробчатым магазином с откидным рычажным затвором для донной части магазинной коробки на 5 патронов, снаряжаемой из обоймы, с неподвижным нарезным стволом под карабинный патрон Маузера, образца 1888 г., калибра 7,9 мм, который называют «8 мм», под укороченную гильзу длиной 53 мм (впрочем, возможно было использование гильзы длиной 57 мм) и дробовой ствол 16 калибра, расположенный снизу.

Перед передней частью ствольной коробки установлена переходная муфта, в верхнюю ее часть запрессован нарезной ствол, патронник которого имеет 8 внешних граней, нижняя же ее часть имеет Г-образный вырез, куда аналогичным по форме упором входит патронник дробового ствола, эта муфта служит колодкой, в зеркале которой имеется отверстие для выхода на 2 мм бойка ударника и к которому подствольный рычаг при приведении его подворачивает дробовой ствол. Патронник дробового ствола сверху имеет три широкие грани, верхняя из которых при притягивании ствола рычагом тесно, без малейшего зазора, сопрягается с нижней гранью патронника ствола пулевого.

Дробовой ствол 16 калибра при длине гильзы 65 мм. расположен под нарезным стволом и так укреплен, что при повороте влево почти на 180° нижнего рычага запирания, выполненного из рога (напоминающего конструкцию запирающего рычага Лефоше) запирающий эксцентрик входит в зацепление с пазом основания патронника и дробовой ствол отводится от ствольной коробки вправо настолько, чтобы можно было вставить патрон в ствол. Для извлечения стреляной гильзы помогает ручной выталкиватель. При закрывании рычага запирающий эксцентрик подтягивает ствол, который опять становится напротив коробки, прочно сцепляясь с ней. На стволе есть клейма о первичной пробе в виде государственного клейма — орла под короной, и буква «S» под размещенной над ней короной, означающей, что ствол имеет цилиндрическую сверловку. Не лишним будет отметить, что первичной пробе дробовые стволы того времени подвергались при давлении в 1150 атм. тройным зарядом дымного пороха при двойном заряде дроби, что означает — для ствола 16 калибра, наличествующего в нашем ружье, заряд пороха составлял 14,7 г при 56,6 г свинца.

Курок для дробового ствола расположен слева от курка затвора нарезного ствола, за пружинным стопором затвора. Между ними сделан зазор для отведения флажка предохранителя влево.

Пулевой ствол служит своеобразной опорой для дробового. На ствольной коробке слева есть клеймо, обозначающее наличие пробы бездымным порохом («N» под короной) и клеймо с указанием начальными буквами названия сорта пороха и веса его заряда, а также типа пули (2,75 g. G.B.P/ St. M. G.), это означает, что для конкретного ружья требовался заряд в 2,75 г пороха «Блетхен пульвер» при пуле в стальной оболочке «Schtahl Mantel Geschoss». Что интересно — для пробы пулевых стволов в Германии того времени вместо дроби в ствол помещался цилиндрик из свинца, вес которого был на 1/3 больше, чем вес пули, предназначенной для конкретного ствола. На ствольной же коробке присутствует клеймо в виде государственного герба с изображением «коронованного» орла и рядом с ним клеймо осмотра — буква «U» с короной над ней, что означает повторное испытание уже собранного оружия. Справа на ствольной коробке есть клеймо в виде букв D.R.G.M. — Deutsche Reichs Gebrauchmuster (Германское бюро регистрации и патентов). Данное клеймо обозначало «Охранное право на промышленный образец, защита прав производителя» на модель изделия/изобретения, которое не достигло уровня, необходимого для патента. Применялось с 1891 по 1945 гг., выдавалось на 6 лет. Закон D.R.G.M. просуществовал до 1956 г.

Двойник Бока рассчитан на охотника, стреляющего преимущественно пулей. Неподвижный нарезной ствол и скользящий затвор обеспечивают большую живучесть оружия даже при самых сильных современных карабинных патронах, развивающих большое давление. Дробовой ствол тоже укреплен достаточно прочно, запирание его вполне надежное и более живучее, чем запирание откидных стволов обычных переломных систем.

На цевье ложи и прикладе имеется достаточно крупная насечка. Пистолетная рукоятка круглая. На прикладе с правой стороны имеется щека. В гребне приклада наличествует контейнер для патронов, закрываемый красиво гравированной цветочным орнаментом крышкой. Затыльник приклада выполнен из того же материала, что и нижний рычаг запирания — рога. Цевье ложи с маленькой полочкой привинчивается к дробовому стволу одним винтом с фасонной головкой.

В дульной части стволы связаны по типу восьмерки, или «дульных очков», которые снабжены разделителем и имеют шарнир для подвижности нижнего, дробового ствола. Переднее крепление антабки выполнено в виде кольца вокруг нижнего, дробового ствола. Снизу патронник дробового ствола имеет ограничитель движения ствола при откидывании.

Прицельное приспособление типично для моделей XX столетия — подвижный в поперечном пазу целик с планкой и U-образной прорезью. У дульного среза на цоколе находится подвижная в пазу мушка.

По всей поверхности ружья имеется несложная цветочная гравировка. Патронник, прицельная планка тщательно гильошированы: патронник — красивой, очень мелкой, поперечной, точечной насечкой, прицельная планка — зигзагообразной насечкой для предотвращения бликования при прицеливании.

Внутри спусковой скобы находятся два независимых друг от друга спусковых крючка, передний из которых предназначен для нарезного ствола и имеет шнеллер с регулировочным винтом, усилие спуска во взведенном состоянии составляет около 100 гр, а задний — для дробового ствола.

Примерно в 1905 г. Отто Бок создал очень удачный патрон 9.3x62, разработанный по указанию одного из чиновников колонии Империи, фамилия которого осталась за рамками данной статьи. Он был специально предназначен для немецких фермеров и охотников в африканских колониях, которые нуждались в недорогом, но достаточно мощном оружии для защиты своих посевов от налетов грабителей и набегов хищников. Эта задача была успешно решена путем объединения нового патрона 9.3x62 и военной винтовки Mauser 98. До 40-х гг. прошлого столетия этот патрон являлся самым распространенным боеприпасом среднего калибра в Африке, пока постепенно не был вытеснен британским .375 H&H. В Европе он получил распространение в качестве охотничьего патрона для охоты на кабанов и оленей и остается популярным по сей день.

Фирма «Маузер» поставляла в Америку свои винтовки калибра 9.3x62 вплоть до 1940 г. Патрон 9.3x62 Mauser выпускает целый ряд компаний, в том числе RWS, Norma, Sellier&Bellot. Судя по данным ведущих производителей боеприпасов к спортивному и охотничьему оружию первой половины ХХ в., патрон 9.3x62 нельзя однозначно отнести к модельному ряду М88. Их объединяет, скорее всего, только название системы — Mauser. В каталогах немецких производителей 9.3x62 указывается без приставки М88. Например, в каталоге фирмы RWS он имеет № 474С и название Kal. 9.3 mm ?62 Mauser. Тем не менее, он находится в очень близкой связи с патронным рядом М88 и, в известной степени, оказал влияние на дальнейшее развитие моделей на базе гильзы 8x57.

Вообще, описанная выше система, объединившая дробовой и нарезной стволы, с использованием сильных винтовочных патронов, оказалась наиболее рациональной системой в отношении надежности и живучести, значительно превосходящая все системы с качающимися на шарнире стволами. Наличие в двойнике магазина на 5 патронов — также преимущество системы оружейника Отто Бока.

Идея подобного устройства двойника заслуживает дальнейшей разработки в направлении упрощения конструкции и в возможности использования ствола, ствольной коробки и затвора от военных винтовок, что удешевило бы и производство, и конечный продукт — промысловый двойник.

В настоящее время изделий мастера Отто Бока, как на родине — в Германии, так и других странах Европы, насчитываются единицы. Еще более редким является охотничье ружье такой конструкции и в таком прекрасном состоянии, как описанное в настоящей статье. Данный экземпляр по праву может считаться украшением любой коллекции, чем, собственно говоря, и является.

Автор статьи выражает глубокую благодарность Татьяне Деркаченко, Светлане Назаренко и Юлии Борисенко за помощь в подготовке данной статьи.