ирк не всегда был таким, каким мы его привыкли видеть сегодня. Безусловно, многие номера современных цирковых артистов традиционны и имеют вековую историю. Но многое,
что пользовалось успехом у зрителей раньше, просто исчезло с арены
и современный зритель не может себе представить, что когда-то самые популярные программы, шедшие всегда с аншлагом, представляли собой несколько иные зрелища.
В России середины XIX – начала XX вв. особой популярностью пользовались цирковые выступления профессиональных борцов
и тяжелоатлетов. В цирковых программах были не только состязания между ними, но и показательные выступления, напоминавшие современные "Богатырские игры". Борцы и атлеты сгибали железные прутья, боролись с медведем или ухватив быка
за рога валили его на землю.
Иные цирковые традиции были характерны для США. Эта страна, лишенная многовековой истории, жила днем сегодняшним
и популярным зрелищем у американцев были представления, иллюстрирующие события освоения Дикого Запада, знаменитые битвы "индейских войн" и т. п. И все это на арене сопровождалось виртуозной джигитовкой ковбоев и индейцев, метанием лассо
и, конечно же, стрельбой из всех видов стрелкового оружия. Правда стрельба эта производилась холостыми патронами и была лишь шумовым сопровождением номеров. Но, как и в любом правиле, всегда существуют исключения, так и в американском цирке наибольшей популярностью пользовались выступления стрелков-виртуозов, на глазах у зрителей показывающих чудеса сверхметкой стрельбы из ручного огнестрельного оружия.
Цирк "Буффало Билла"
Самый популярный в США цирк организовал "Буффало Билл" – Уильям Коди – охотник на бизонов, внесший значительный личный "вклад" в уничтожение многомиллионного поголовья этих животных, бродивших многотысячными стадами по Великим Равнинам (называвшимся индейцами прериями). Именно в те времена охотник и получил свое прозвище –"Бизоний Билл".
Уильям Фредерик Коди (1846-1917 гг.), получивший широкую известность под прозвищем "Буффало Билл" (Buffalo Bill) родился в 1846 г. в штате Айова, к западу от Миссисипи. О его детстве до 14 лет доподлинно ничего не известно.
В 1860 году в штате Миссури Коди завербовался в армию США скаутом (разведчиком). То, что в четырнадцать лет его взяли на такую должность, где по контракту служили опытные охотники – белые и индейцы, свидетельствует о его незаурядности. Опыт скитаний в условиях дикой природы у Коди имелся, несмотря на подростковый возраст. Это характеризует его и как человека, уже в те годы обладавшего жестким и непреклонным характером. Только такой человек мог выделиться в то время среди многочисленных искателей приключений на Диком Западе. Но еще одна черта характера прослеживалась у юноши – огромное тщеславие и стремление быть известным и признанным. Дослужившись за короткий промежуток времени до звания "шеф-скаут", можно сказать, достигнув пика своей армейской карьеры, Коди уволился со службы и присоединился к золотоискателям в Колорадо.
Но каторжный труд в надежде найти крупинки золота, был не для него. Разочаровавшись в золотоискательстве, он устроился курьером в "Экспресс Пони". Эта курьерская служба связывала восточное и западное побережья США. Тропы, по которым осуществлялась связь, проходили через самое сердце Дикого Запада, по землям индейцев кайова, сиу (дакота), сик-сиксов (черноногих). Это были многочисленные и воинственные племена, не желавшие пускать на свои земли белых. Поэтому смертность среди курьеров была высокой. Юноша, проскакавший на сменных лошадях около 3000 миль за 10 дней, и уцелевший, считался счастливчиком.
Тот же, кто проделывал это по несколько раз и оставался в живых, становился ветераном "Пони Экспресс". Часто к очередному форту, где происходила смена лошадей, прибегала лошадь без всадника, с притороченной к седлу сумкой с корреспонденцией и индейскими стрелами, торчащими в ее седле. Это означало, что очередной курьер погиб, не избежав засады, устроенной на его пути индейцами. Поэтому в американских газетах часто встречались объявления, приглашавшие на работу в "Экспресс Пони": "Молодых людей не старше 16 лет, бесстрашных, великолепных наездников, умеющих метко стрелять из всех видов оружия". Эти же объявления часто заканчивались словами: "предпочтение отдается сиротам"…
Вот такую работу выбрал себе Коди, поскольку был уверен, – такой путь приведет его к славе. О наиболее удачливых курьерах и их опасных приключениях, перестрелках с индейцами и т. п. писали в то время все американские газеты. Эта была слава на всю Америку!
И Коди доказывал свою храбрость вновь и вновь, став непревзойденным наездником, счастливо миновавшим на своем пути индейские засады. Для жителей обеих океанских побережий Америки он стал самым известным курьером из всех, кто смог выжить в дикой скачке по Великим Равнинам.
Мастерство в верховой езде и знание прерий создало Уильяму Фредерику Коди имя, вызывавшее среди американцев уважение.
Следующим этапом его карьеры стало приглашение присоединиться к отряду охотников на бизонов, поставлявших продовольствие рабочим, строившим железнодорожную магистраль, связывавшую оба побережья США (после завершения строительства которой "Экспресс Пони" стала очередной американской легендой). Охотники на бизонов в те времена славились своей меткой стрельбой на сверхдальние дистанции. При каждом охотнике была бригада из 10-15 человек, свежующих туши добытых животных. Эти люди располагались на холме, а охотник, выбирая среди пасущихся животных наиболее крупные экземпляры, убивал до сотни голов в день. Выстрелы производились с расстояния 1000-2000 м. Это может показаться фантастическим, но охотники стреляли, положив цевье винтовки на упор треноги и пользуясь диоптрическим прицелом, поднимавшимся на стойке над казенной частью ствола на высоту до 5-6 см, что позволяло вводить значительные поправки.
Подъем траектории полета пули над линией прицеливания мог достигать 10 м, а время ее полета 3-5 секунд. И, тем не менее, охотники попадали в убойное место и "укладывали" зверя чаще всего с первого выстрела. После этого бригада разбредалась в различных направлениях свежевать туши, а охотник зорко осматривал окрестности, охраняя отряд от нападения индейцев, считавших бизоньи стада своей собственностью.
И на этом поприще Уильям Фредерик Коди добился известности как один из лучших охотников. Но всенародную славу ему создал журналист Нед Бантлин, путешествовавший по Дикому Западу в поисках личностей, достойных войти в американскую историю освоения новых земель.
Нэд Бантлин и придумал для Коди звучное прозвище, сделавшее последнего известным на всю страну: Буффало Билл со своей лошадью по кличке "Белый Порошок" стал героем нескольких книг Бантлина, рассказывающих о приключениях на Диком Западе, которые он написал, возвратившись в Нью-Йорк. Книги пользовались необычайным успехом у американцев, живущих в большинстве своем размеренной жизнью обывателя в небольших провинциальных городках.
Успех книг подтолкнул Нэда Бантлина к организации в 1872 г. театральных представлений по своим рассказам, в которых бы настоящие ковбои и индейцы разыгрывали для собравшейся публики сценки из описанных им событий. И естественно, что главным героем стал Б