В истории развития короткоствольного оружия второй половины ХХ века модели "glock-17", безусловно, принадлежит особое место, поскольку именно она открыла эру "пластиковых" пистолетов. Причем "glock" не первый пистолет с пластиковой рамкой. Скорее его исключительно простое и эффективное устройство сделало рекламу новому для оружия органическому материалу, с которым это устройство органически сочетается.
И неудивительно, что создание такой интересной модели спровоцировало появление различных слухов на территории бывшего СССР. Причиной тому явились отчасти неточные переводы западных фильмов, а отчасти публикации рекламных материалов во всевозможных средствах массовой информации. Поэтому мы постараемся более подробно рассказать об особенностях знаменитого пистолета.
Буквально все описания пистолета "glock", грешат рекламой, акцентирующей внимание на абсолютной безопасности этого оружия, которую обеспечивают три независимых предохранителя. При нажатии на спусковой крючок они отключаются, а при его отпускании — включаются. На самом деле "glock" ничуть не безопаснее, скажем, "Вальтера П-5", "Сент-Этьена" и многих других пистолетов. Все эти пистолеты можно смело носить с патроном в патроннике, при этом у "Вальтера" — два предохранителя, у "Сент-Этьена" – их нет вовсе, а у "glock" — целых три. Так что здесь налицо некоторый перебор; некоторая перегрузка, если рассматривать только систему безопасности.
Вот если бы эта "трехэшелонированная" защита прикрывала нуждающуюся в ней, очень полезную "изюминку", тогда с такой мерой можно было бы согласиться, но при условии, что рекламироваться будет та самая "изюминка".
К счастью, обойденная рекламой "изюминка" существует. Это исключительно простой в обращении и очень эффективный в боевом применении ударно-спусковой механизм (УСМ). Действительно, в конструкции пистолета "glock" с поразительным изяществом удалось соединить боеготовность с мягким и, что самое главное, однообразным по усилию спуском. Рассмотрим это подробнее. Пистолет интересен, главным образом, как личное средство защиты, скрываемое вплоть до непосредственной угрозы жизни его обладателю. Без этой скрытности он только бы провоцировал более мощную и неотвратимую атаку. Поэтому пистолет должен сохранять постоянную боеготовность и обеспечивать возможность мгновенного применения, а это, в свою очередь, требует обезопасить патрон в патроннике и свести к минимуму подготовительные операции, связанные обычно с отключением системы безопасности. Этим условиям вполне соответствует вышеназванный "Вальтер П-5" с УСМ двойного действия (da — double action), снабженный ударником, вступающим в контакт с курком лишь при полностью выжатом спуске. Но у этого и подобных ему пистолетов есть один недостаток — большая разница в усилии спуска при первом и последующих выстрелах (всем известна эта особенность УСМ da). Такой, меняющийся в первые секунды боя спуск, да еще тугой при самом первом выстреле, негативно сказывается на практических результатах боевого применения пистолетов с УСМ этого типа. Второй, также упоминавшийся нами пистолет "Сент-Этьен" хорошо демонстрирует возможности УСМ dao (dao — double action only — самовзводный ударно-спусковой механизм двойного действия). Очень простой и вовсе не нуждающийся в предохранителях, этот механизм обеспечивает и безопасность, и боеготовность, и спуски у него как близнецы, но при этом такие тугие и длинные, что практически исключают как быструю, так и прицельную стрельбу. Как видим, оба приведенных в качестве примера типа УСМ не вполне совершенны. Причем их недостатки почти неисправимы, поскольку связаны с характером используемой энергии для воспламенения порохового заряда. Так, в механизме dao для деформирования капсюля используется только мускульная энергия указательного пальца, аккумулируемая боевой пружиной (отсюда и неизбежность большого усилия при длинном ходе). В механизмах da мускульная энергия используется для накола капсюля при первом выстреле, а при всех последующих используется только энергия пороховых газов (здесь под энергией пороховых газов подразумевается любая энергия, отводящая затвор в заднее положение и аккумулируемая при этом какой-либо из пружин). Вот и получается, что первый спуск тугой с длинным ходом, а последующие спуски — мягкие с коротким ходом. В УСМ "gloсk" любой выстрел инициируется за счет суммы мускульной и пороховой энергии. В этом случае все без исключения спусковые усилия получаются мягкими с умеренно длинным ходом. Кроме того, спуск не обязательно отпускать полностью, как в "Сент-Этьене" или револьверах. Достаточно отпускать лишь до характерного, легко ощутимого щелчка.
Принцип использования мускульной энергии в УСМ "gloсk" практически такой же, как в УСМ dao, то есть в процессе нажатия на спусковой крючок деформируется боевая пружина, которая в конце процесса отдает затраченную на деформацию энергию ударнику. Поэтому спусковой ход весьма длинный, хотя и короче, чем в механизмах dao. А вот использование энергии пороховых газов в этих механизмах, так сказать, двоякое. Часть используемой здесь энергии накапливается самой боевой пружиной, которая вместе с ударником при патроне, досланном в патронник, находится в частично взведенном положении. Другая часть этой энергии аккумулируется специальной пружиной, действие которой направлено против действия боевой пружины и которая деформируется при отпускании спускового крючка. Вполне естественно, что каждый раз при выстреле эта пружина помогает взводить ударник.
Кроме того, в механизме "gloсk" отсутствует привычная спусковая пружина, возвращающая спусковой крючок в исходное положение, а, значит, ее не нужно сжимать, производя выстрел. Возвращающим фактором здесь является боевая пружина.
Последнюю точку "в борьбе" за мягкий спуск ставит отсутствие пружины-ударника, что позволяет пусть и не сильно, но ослабить боевую пружину. Даже такой мелочью здесь не пренебрегли, хотя для того, чтобы отказаться от этой пружины, был специально разработан и запатентован ударник с особой формой бойка. В общем, остроумно распорядившись энергией, удалось создать удобный УСМ с однообразным и мягким спусковым усилием. Тем не менее, оказалось, что такая "мягкость" чревата "жесткими" последствиями.
Во-первых, ударник, как отмечалось выше, наполовину взведен и, сорвавшись, может нанести по капсюлю хоть и слабый, но все же нежелательный удар.
Во-вторых, сам механизм теперь работает мягко и при ударе может самопроизвольно довзвестись и спуститься. Вот и пришлось создавать разрекламированную на весь мир трехэшелонированную защиту. Главное ее достоинство заключается в том, что она все же предохраняет мягкий УСМ. Теперь о пластиковых деталях, поскольку именно они стали визитной карточкой пистолета "gloсk". Наиболее "интригующей" деталью является рамка. Даже через восемнадцать лет после появления "gloсk" на рынке оружия пластмасса все еще настолько ассоциируется с детскими игрушками, что до сих пор никак не утихнет разговор о якобы имеющих здесь место высоких технологиях. Но в том-то и вся прелесть, что технологии, примененные фирмой "gloсk" для изготовления рамки и многих других деталей, имеющих сложную форму, и в самом деле игрушечные. И не изобретение материала с особыми свойствами достойно здесь восхищения, но смелость и компетентность, которые позволили заменить металл термопластом.
Сейчас очевидно, что рамка пистолета (к револьверам это не относится) не столь уж нагруженная деталь, а примененный в "gloсk" принцип автоматики* и вовсе исключает вероятность ее разрушения, оставляя при этом значительный запас прочности. Кроме того, основной удар подвижных частей при выстреле распределяется на большую площадь рамки при помощи специального стального вкладыша. Ну, а когда страх разрушения пластиковых деталей проходит, с неизбежностью начинаешь понимать, что полимеры во многом даже превосходят металл. Так, пластмасса менее жестко, нежели металлы, передает руке отдачу, она имеет во много раз меньшую плотность, теплопроводность и теплоемкость. А если учесть при этом, что пластмассовые детали на порядок дешевле, то станет понятным, почему среди зарубежных оружейных фирм, хоть и с некоторым опозданием, начался настоящий пластиковый бум.
Применение пластиков в пистолете не ограничивается рамкой. Еще приблизительно полтора десятка деталей выполнены из этого материала. Из них около половины весьма ответственных. Например, спусковой крючок, защелка спускового крючка (она же предохранитель первого эшелона), колодка спускового механизма (предохранитель второго эшелона), а также короб магазина, защелка магазина и прочее. Так что в итоге есть все основания говорить о новом технологическом подходе в проектировании и производстве короткоствольного стрелкового оружия, хотя без применения высоких технологий, как уже отмечалось, на этот раз обошлось.
Говоря о "gloсk" нельзя не остановиться на магазине. Не выделяясь особыми габаритами, он вмещает на два патрона больше, чем магазины большинства армейских пистолетов такого класса. Сам магазин двухрядный с перестройкой патронов в верхней части в один ряд. Повышенная емкость достигается за счет уменьшения незанимаемого патронами пространства, которое отводится подавателю и его пружине. Подаватели современных двухрядных магазинов, по аналогии с поршнем, можно условно разделить по высоте на две части — головку и юбку. Головка толкает патроны, а юбка препятствует перекосу подавателя, но она же отнимает место у пружины. Так, у подавателя "gloсk" привычная сплошная юбка заменена тремя выступами, которые размещаются в углах короба, там, где витки пружины срезают эти углы, тем самым пропуская несколько витков до самой головки. Сама пружина также занимает меньше места по высоте за счет того, что каждый ее виток, кроме двух верхних, имеет большую, чем у прочих аналогичных пружин, длину. Обычно витки магазинных пружин специально сужают с целью их прохождения в горловину магазина. За это пружина расплачивается лишними витками, тем более, что зауженная пружина не может быть качественно направлена широким коробом. У "gloсk" же большинство витков пружины занимают весь периметр сечения короба, срезая лишь углы. И только два верхних витка заужены для проталкивания подавателя в горловину. Кстати, зауженные витки не увеличивают габарит сжатой пружины, поскольку входят внутрь широких витков.
Конструкцию короба магазина и технологию его изготовления вполне можно назвать новаторскими. Его внутренняя часть выгнута из листового металла, после чего заформована в пластиковую оболочку. Это делает короб несколько шире и толще, что, впрочем, не отражается на толщине рукоятки, поскольку последняя, будучи изготовленной из полимеров, не нуждается в щечках, обеспечивая тем самым значительный запас толщины рукоятки для размещения магазина.
Оценивая конструкцию в целом, можно сказать, что все технологические решения исключительно просты и заслуживают доверия, а в комплексе они максимально используют позитивный потенциал друг друга и ослабляют негативный. Несколько слов о применении пистолетов "gloсk". Носить пистолет следует с патроном в патроннике. Как уже отмечалось, ударник при этом частично взведен, о чем можно судить по выдвинутому вперед спусковому крючку. Для производства первого выстрела достаточно несильного, несколько удлиненного нажатия на спусковой крючок. Для производства последующих выстрелов необходимо отпустить спуск до характерного щелчка (но можно и до конца), и затем повторить нажим. После того как израсходованы все патроны, затвор обычным образом становится на затворную задержку и спускается с нее. Извлечение магазина производится по "американской схеме", то есть нажатием на кнопку, установленную в рукоятке возле спусковой скобы.
Для неполной разборки оружия следует вначале отделить магазин, затем, слегка нажав на ствол, опустить вниз пластинчатый замыкатель, рифленые концы которого выступают из пазов рамки с обеих ее сторон перед спусковым крюком. Затем отделить затвор со стволом и возвратным механизмом, сдвинув их вперед.
В заключение хочу еще раз вернуться к тому, с чего я начинал — к вопросам безопасности и использования пластмасс. Вся беда в том, что стрелковому оружию вообще свойственен консерватизм — неизбежное следствие борьбы за надежность и культуру производства. Но в странах, образованных после распада СССР, консерватизм этот просто пугает. Одним из его проявлений является слепая вера в безопасность внешних предохранителей. Хотя для имеющего глаза очевидно, что такие предохранители только порождают соблазн иной раз их отключить. Кроме того, они усложняют эксплуатацию оружия, требуя постоянного их контроля и провоцируя путаницу. При чем эти "верующие" нисколько не сомневаются в безопасности револьверов, наотрез отказываясь провести параллель с пистолетом. А ведь "гонщики" вооружения за бывшей советской границей давно такие параллели проводят, и "gloсk" — один из лучших и далеко не единственный тому пример. Но даже за границей для нейтрализации "правоверных" ортодоксов рекламируют не истинные достоинства, а систему безопасности. Другим направлением гонки вооружений является снижение себестоимости оружия. И здесь жребий уже брошен. Лидеры гонки давно уже перешли "металлический Рубикон". Так что хотят этого консерваторы или нет, но снижение металлоемкости стрелкового оружия за счет широкого использования полимеров в настоящий момент не просто дань моде, а необходимый залог конкурентоспособности на рынке оружия.
Ударно спусковой механизм (УСМ) пистолетов "glock", по сути, самовзводный и может произвести удар по капсюлю только будучи уже частично взведенным. Он отличается прежде всего наличием специального разобщительного механизма, который обеспечивает спусковой тяге возможность сцепливания с боевым взводом ударника при выжатом спуске. Такое сцепление позволяет частично напрягать боевую пружину за счет энергии пороховых газов, а также использовать ее для возврата спусковой тяги и спускового крючка в исходное положение. Разобщителем является специальный горизонтальный выступ внутри затвора, который при движении последнего назад отклоняет в сторону копир, выполненный в виде отгиба плоской пружины. Отгиб-копир, в свою очередь, служит для принудительного опускания хвоста спусковой тяги, предназначенной для расцепления последней с боевым взводом ударника. Отклонением копира и достигается освобождение (разобщение) тяги, которая теперь вновь может подняться и встать на пути боевого взвода ударника для его захвата и частичного взведения.
Кроме того, в положении между выстрелами, то есть в частично взведенном состоянии, ударник находится на предохранителе, поскольку хвост тяги не может опуститься находясь в ловушке (зауженном пазу колодки спускового механизма), которую можно покинуть только при некотором смещении назад вместе с ударником.
Однако такое предохранение нельзя считать абсолютно надежным, поскольку ударник находится в затворе, а колодка спускового механизма с пазом и тяга — на раме. Между затвором и рамой может образоваться зазор, например при поломке, либо даже сумма зазоров: между ударником и затвором, затвором и рамкой, тягой и пазом колодки и т.д. В случае образования опасного зазора либо опасной суммы зазоров нанести удар по капсюлю помешает гантелевидный подпружиненный плунжер, находящийся непосредственно в затворе, причем всегда на пути ударника, за исключением случая, когда тяга находится в заднем положении, в котором она сдвигает плунжер вверх специальным кулачком. Теперь УСМ почти застрахован от случайностей. Потому, что остается последняя возможность сработать по инерции, например, при падении на заднюю часть затвора. Этому препятствует защелка спускового крючка, которая, являясь как бы частью последнего, не позволяет ему самостоятельно поворачиваться и производить выстрел. При этом защелка очень легкая и не чувствительна к ускорениям. Отключение защелки происходит только при непосредственном нажатии на спицу спускового крючка.