Изобретать пистолеты с каждым годом становится все труднее. Казалось бы, легально приобретенный пакет CAD-программ позволяет успешно конструировать даже подводные лодки. Однако анализ темпов развития технологий "пистолетостроения" указывает на решающее влияние в нем именно человеческого фактора. Говоря проще — инерция мышления изрядно замедляет технологический прогресс в данном сегменте оружейного производства.
Со времени, как швейцарец Шарль Г. Петтер предложил размещать УСМ на отъемной личинке, а Ф.В. Токарев максимально упростил изготовление рамки фрезерованием, разместив в ней эту самую личинку, до следующего технологического рывка — когда Гастон Глок изготовил рамку литьем из пластмассы — прошло целых 50 лет. Еще 25 (!) лет ушло на то, чтобы все ту же отъемную личинку разместить в пластмассовой рамке.
Казалось бы, такая идея просто лежала на поверхности! Но именно размещение в пластмассовой рамке направляющих ствола и затвора, а также деталей УСМ, и составляло предмет головной боли для большинства оружейников-технологов: как достичь прочного соединения металлических деталей малой площади с пластмассой, да еще рассчитанных на высокие динамические нагрузки под 5 000 N и ресурс в 10-20 тысяч выстрелов?..
Примером действительно остроумного решения разгрузки пластмассовой рамки стал пистолет USP фирмы Heckler & Koch. В этом пистолете энергия отдачи при понижении казенной части ствола передается не на поперечный штифт, установленный в рамке, а на специальный демпфирующий элемент — буфер. (Сила отдачи в пистолетах калибра 9 мм Люгер весьма велика и достигает 5 000 N. В известном пистолете Браунинга FN HP, в котором для понижения казенной части ствола впервые была применена наклонная кулиса в приливе ствола, при стрельбе относительно маломощными патронами производства 1930-х гг. от действия отдачи первоначально отмечались даже трещины прилива. И только после введения в конструкцию оружия прямоугольной опорной поверхности, так называемой "square lug" (в пистолетах, начиная с серийного номера 36 000), была устранена эта проблема. Именно такая конструкция стала классической в современном оружии.)
В пистолете USP модуль буфера состоит из направляющей возвратной пружины, в вырез которой осуществляется понижение казенной части ствола, и буферной пружины, сдерживающей (наряду с возвратной пружиной) дальнейшее движение затвора и направляющей назад. По данным фирмы-производителя, использование буфера позволило снизить силу отдачи до 300 N. Обратной стороной решения конструкторов Heckler & Koch стало усложнение конструкции: пистолет USP в версии Р 8 — как новое служебное оружие Бундесвера — оказался чересчур сложным для менее "продвинутых" пользователей.
Отделить, собственно, рамку, как несущую конструкцию для УСМ и затвора, от рукоятки управления огнем и гнезда магазина, пытались и создатели российского пистолета "Гюрза". Ввиду неприемлемой величины энергии отдачи патрона 9х21 (СП-10) такое решение — разгрузить пластмассовую рукоять — было скорее вынужденным.
В интересах упрощения технологии и удешевления производства, в том числе и за счет уменьшения размеров заготовки, в пистолетах фирмы Sphinx серии 2000 рамку из легкого металла стали изготавливать (по-прежнему фрезерованием — Авт.) составной, из двух модулей — собственно, рамки и рукоятки.
Наконец, решающий шаг был предпринят специалистами фирмы Sauer & Sohn в пистолете Р250 DCc. Собственно, рамкой в данной конструкции является U-образный профиль длиной 109 мм и шириной 21 мм. Горизонтальные выступы в передней и задней частях профиля образуют направляющие для затвора, каждая длиной 9 мм. На рамке собран УСМ. Как и в конструкции Токарева, боевая пружина размещена в курке. Понижаясь, казенная часть ствола упирается в поперечный штифт, также размещенный в рамке. Рамка, как отъемная личинка, вставляется в модуль рукоятки управления огнем. Фиксация личинки в рукоятке осуществляется вполне классическим способом — осью рычага разборки. Диаметр оси — 9 мм, толщина стенок рукоятки в месте соединения составляет: левой — 5,5 мм, правой — 5,0 мм.
Ирония судьбы в том, что Федор Васильевич Токарев обрел, наконец, достойных последователей — в лице конструкторов фирмы Sauer & Sohn. Ну, нет пророков в нашем отечестве — иные приоритеты кадрового менеджмента.
Еще раньше отъемная личинка была использована в спортивном пистолете Haemmerli SP 20. Впрочем, там она имела меньшие размеры, а магазин был размещен перед спусковой скобой. Согласно сообщению Ральфа Ваничека, менеджера компании H&K, ответственного за данное направление производства, целью проекта Р 250 было: "создать простой пистолет с перманентно самовзводным (DAO) УСМ, возможно меньшим количеством частей и максимальной эргономикой".
Начало проекту DCc было положено в 2002 г. С 2005 г. новый пистолет принимает участие в различных тендерах на новое служебное оружие, в том числе Joint Combat Pistol в США. Успех, сопутствующий оружию, выражается в количестве заказов. В 2007 г. технические достижения конструкторов получили первое признание на рынке. В своем интервью новый менеджер фирмы Sauer & Sohn Tim Castagne сообщил о подписании контракта с полицией Гонконга на поставку пистолетов Р 250 DCc.
К достоинствам Р 250 DСс следует отнести относительную простоту конструкции. Если прочие "классические" пистолеты SIG, наподобие серии SPC, состоят примерно из 55 деталей, то в Р 250 их всего 40. Использование УСМ с перманентным самовзводом позволило успешно преодолеть слабое место конструкции пистолета Токарева — боевая пру