От автора
С появлением третьего поколения М-16 – карабина М-4, стремительно стареющий "Калашников", созданный без заложенных в него возможностей модернизации и модификации, остался на той стороне непреодолимой "технологической пропасти", разделившей мир на богатых и преуспевающих пользователей лицензионных М-16 и "проклятьем заклейменных" пользователей АКМ контрафактного, в основном – румынского и болгарского, производства. То, что М-16 невзлюбили люди, воспитанные в СССР – понятно. Они принадлежат прошлому. Эта классовая ненависть неугасима. Напротив, молодежь, воспитанная в космополитизме на компьютерных играх и страйкболе, испытывает к М-16 столь же неоправданное чувство заочной привязанности и доверия авансом. Ее AirSoft-модели лидируют в хит-парадах продаж по всему миру, не составляет исключения и Украина.
Одной из первых объективных публикаций на тему М-16 стала "Черная винтовка М-16" – весьма удачный дайджест знаменитой книги The black Rifle. M16 Retrospective авторов Stevens R. Blake и Edward C. Ezell. Coburg Ontario, 2004. Желающие понять предысторию вопроса, рассматриваемого в данной статье, могут найти ее в журнале "Оружие и Охота" №№ 9-11, 2006 г.
От АR-10 — к AR-15
Eugene М. Stoner: авиатехник, оружейник-любитель и шеф-конструктор свежеиспеченной фирмы ArmaLite Division, малого дочернего предприятия Fairchild Engine & Airplane Corporation, вложил в свой десятый проект (AR-10) немало новаторских для середины 1950-х гг. идей. Чего стоит изготовление ствольной коробки штамповкой из легкого сплава; приклада, цевья и пистолетной рукояти – из стекловолокна; лейнера ствола – из титана, а его кожуха – из алюминия! И это когда конкуррирующий образец – М-14 (принятую на вооружение 01.05.1957 г.) еще производили из стали и дерева, а основной технологией производства служила фрезеровка.
Использование привычных для авиастроения легких сплавов (ArmaLite Division как раз и должна была проверять их пригодность для военной промышленности) стало возможным благодаря разгрузке ствольной коробки от действия сил, возникающих под влиянием давления пороховых газов. Запирание производилось боевыми упорами личинки затвора, не в ствольную коробку, как это практикуется в АК-47, а в продолжение (хвостовик) ствола за патронником (англ. Barrel Extension).
Данное решение сделало возможным появление не только современных самозарядных и магазинных ружей со ствольной коробкой из легкого сплава, но и знаменитейшей автоматической винтовки второй половины XX ст. (Да простят меня оппоненты, но конструктивно и технологически семейство АК принадлежит к первой половине прошлого столетия – авт.)
Не успела армия США отклонить проект AR-10, как Stoner и его коллеги в марте 1958 г. представили комиссии армии США по стрелковому оружию, заседавшей в Форте Беннинг, свой 15-й прототип калибра .223 Rem., будущую М16 "для испытаний". Кто тогда мог предположить, что эти "испытания" затянутся на пятьдесят лет и ВС США придется отбиваться ею от неисчислимых противников "американского образа жизни" по всему земному шару. И конца этой службе пока не предвидится.
За столько лет любая, даже самая совершенная конструкция, должна была проявить все свои недостатки и просто устареть морально. В этой связи не стала исключением и М-16, поэтому история ее модернизации и модификации представляет особый интерес для любителей оружия.
Работа автоматика оружия основана на принципе прямого впрыска пороховых газов в ствольную коробку. Подобную конструкцию имели прежде только шведская самозарядная винтовка Ljungman AG-42 и французская MAS 1949.
Пороховые газы в конструкции Стоунера воздействуют непосредственно на затворную раму, что делает наличие массивного и нестабильного газового поршня излишним. Чтобы привести его в движение, скажем в автомате Калашникова, необходимо сначала придать ему ускорение, что приводит к колебаниям ствола в направлении "назад вверх", увеличивая рассеивание. Также газовая трубка в АК имеет значительный диаметр и более подвержена загрязнению, что заставило безымянных конструкторов "Калашникова" сделать ее отъемной для удобства чистки.
Для отвода необходимого (малого) количества пороховых газов в АR-15 служит до крайности несолидная на вид газовая трубка, упрятанная в цевье. Она закреплена только в передней части и проходит в ствольную коробку свободно. Таким образом, не связанный с нею жестко ствол, оказывается вывешенным почти свободно – если бы не цевье. Для передачи энергии пороховых газов в конструкции Стоунера служит так называемый Bolt Carrier Key – полый поршень, привинченный к затворной раме позади личинки затвора. Таким образом, при отпирании затвора, когда затворная рама уже движется назад, пороховые газы, вследствие избыточного давления внутри затвора, еще воздействуют на его стебель в направлении дульного среза. Только после нескольких миллиметров возвратного движения газовая трубка выходит из соприкосновения с поршнем. Поворот личинки затвора при отпирании происходит под действием кулисы в затворной раме. Для отпирания необходим поворот личинки вокруг своей оси на 23 градуса (1/16 оборота). Само отпирание сопровождается меньшим трением, чем в других конструкциях, что придает большую живучесть боевым упорам.
Несомненно, что при всех своих достоинствах, сырая конструкция AR-15 нуждалась в доводке. Длительная адаптация ее к требованиям военных не обещала немедленного рыночного успеха