Пострелять из револьвера калибра .44 Magnum, да еще по четырехцилиндровому карбюраторному двигателю в реальной жизни кому-либо из читателей журнала "Оружие и Охота" вряд ли придет в голову. Разве что при случае — из двустволки 12-го калибра или "Сайги" по брошенному в лесополосе ржавому кузову старого "Запорожца"… Пока тест на пробивное действие отечественных патронов по отечественному же автотранспорту ожидает своего часа, имеет смысл поговорить о самой реальности кинематографического штампа с остановкой транспортного средства выстрелом.
Прелюдия
Мало кому известно, что "Dirty Harry", он же "инспектор Сalahan" в исполнении знаменитого актера Клина Иствуда, решительно сместившего акценты образа положительного героя в голливудском кино, на самом деле в первой части известного сиквелла использовал в качестве реквизита револьвер калибра .41. То ли созданный летом 1954 г. компанией Remington (баллистик R. H. Coleman, идея Elmer Keith) патрон .44 Magnum даже такому любителю и знатоку оружия, как Иствуд показался на съемочной площадке излишним, то ли фирма, ответственная за реквизит, вовремя не подобрала револьвер Smith & Wesson Modell 29… Во всяком случае, и патрон этот, и револьвер ко времени съемок (1971 г.) уже не были самыми мощными в мире. Ведь еще в конце 1950-х гг. появился Wildcat .454 Revolver Magnum — самодельный патрон, известный в настоящее время по имени своего создателя — .454 Casull.
Оружие
Почему авторским коллективом немецкого специализированного журнала VISIER (№3/2008) для соответствующего эксперимента была выбрана не классическая "киношная" пара: S&W M29 со стволом длинной 6 1/2 “ (165 мм) и патроны Remington с пулей массой 240 гран (15,6 г), а новомодный Ruger Redhawk со стволом 7,5” (190 мм) и патронами известной итальянской фирмы Fiocсhi с полуоболочечной пулей массой 240 гран, из оригинального текста статьи неясно. Хотя, казалось бы, тест претендует на "кинематографическую" достоверность, а револьверов "Смит-Вессон" на руках у немецких стрелков не меньше, чем "Рюгеров". Благо DSB (немецкий стрелковый союз) допускает использование револьверов калибра .44 Magnum, наряду с оружием калибра .44 Special в соревнованиях в дисциплине Zentralfeuer (оружие под патрон центрального боя). Во всяком случае, как начальная скорость (405,3 м/с), так и дульная энергия пули (1275,44 Дж) вполне отвечают первоначальному "классическому" снаряжению. Следует сказать и об отдаче оружия. В среднем, энергия отдачи револьвера калибра .44 Magnum составляет 20 Дж, что практически делает невостребованным самовзводный УСМ М29. Для сравнения, энергия отдачи М1911 калибра .45 АСР составляет около 6,5 Дж, а армейских пистолетов калибра 9 mm Luger — около 5 Дж.
Мишень
Мишенью для теста был выбран отслуживший свое двигатель внутреннего сгорания — четырехцилиндровый рядный с чугунным блоком, алюминиевой головкой и штампованным металлическим поддоном картера. Вся конструкция рассчитана таким образом, чтобы эффективно противостоять механическим нагрузкам, высоким температурам, давлению, трению, вибрации, возникающих при работе агрегата, поэтому на первый взгляд, разрушение ее путем точечного приложения и передачи энергии снаряда цели, выглядит весьма проблематичным.
В ходе тестов было произведено два выстрела в головку блока, два — в поддон картера и пять, собственно, в сам блок.
Разрушения
Действие пули стрелкового оружия по твердой неэластичной преграде характеризуется резким торможением снаряда, которое, с одной стороны, сопровождается деформацией и дефрагментацией пули, с другой — высоким локальным давлением на преграду в месте соударения. При этом возникает определенная закономерность: чем меньше деформируется преграда, тем большую деформацию испытывает корпус пули. Пулевые пробоины в конструкциях из таких "хрупких" металлов, как ковкий чугун и алюминиевый сплав, характеризуются воронкообразным выкрашиванием материала со стороны выходного отверстия и радиальными трещинами.
Головка блока
Обе выпущенные пули пробили стенку головки толщиной около пяти миллиметров и срикошетили внутри, ударившись о распредвал. Входные отверстия диаметром 15-20 мм окружены длинными радиальными трещинами, радикально снижающими прочность головки. В работающем двигателе попадание внутрь головки большого количества вторичных осколков могло бы иметь следствием повреждение клапанного механизма и утечку моторного масла через входное отверстие.
Поддон картера
Изготовленный из прокатного листа толщиной 1 мм, поддон легко пробивается пулями калибра .44 Magnum. Однако для такого "чистого" попадания необходимо соблюдение условия определенного положения двигателя, при котором пуля входила бы по нормали (в противном случае она может срикошетить). "Поймать" такое положение в реальной ситуации практически невозможно. Калиберные входные отверстия сопровождаются значительно большими выходными, что ведет к быстрой утечке через них моторного масла, но даже без него автомобиль в состоянии проехать несколько километров, пока не заклинит коленвал.
Блок цилиндров
Два одиночных выстрела и серия из трех последовательных, выполненных в более быстром темпе, были направлены в область размером с пятак. Попадание первой пули пришлось как раз напротив поршневого кольца, на поверхности блока образовались две трещины длиной 2-3 см. Следствием подобного попадания в реальный автомобиль могла бы стать утечка охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения. Вторая пуля "вырубила" в блоке толщиной 4 мм отверстие размером 25х30 мм, через которое при работающем двигателе могла произойти утечка, как масла, так и охлаждающей жидкости. Однако немедленную остановку двигателя в подобной ситуации могло вызвать только суммарное воздействие трех близко расположенных попаданий. Так и не пробив блок, пули все же вогнули его стенку внутрь, что привело к повреждению поршня и разрушению цилиндра. Проблема лишь в том, что "уложить" так кучно три пули подряд в движущееся транспортное средство невозможно…
Вывод
Несомненно, что "лабораторные" условия проведения теста, такие, например, как угол встречи, равный 90 градусов, практически исключающий рикошеты "по касательной", отсутствие экранирующих преград вроде радиатора или крыла из прокатного листа толщиной 0,6 мм, вполне способных "притормозить" пулю, значительно снижают его прикладную ценность. Тем не менее, основной вывод остается неизменным: револьверная пуля калибра .44 Magnum не способна "разбить" блок цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Ее действие на двигатель является "косвенным", вторичным, для "непосредственного" разрушения агрегата ей просто недостает кинетической энергии.