Главная / 2000 / Оружие и охота №4

Разрушение нарезных стволов комбинированных ружей

Страница оружейника

В отличие от одноствольного нарезного оружия, обладающего большим запасом прочности, нарезные стволы комбинированных ружей и штуцеров более тонкостенные, и их неправильная эксплуатация зачастую приводит к трагическим последствиям.Не будем здесь останавливаться на дорогих современных ружьях под стандартизованные патроны, которыми в последнее время буквально наводнены прилавки наших оружейных магазинов. Очевидно, что человек, купивший такое ружье, имеет возможность приобрести и соответствующие патроны к нему, невзирая на их высокую стоимость.

В странах СНГ сложилась уникальная ситуация с комбинированными ружьями. Как известно, до недавнего времени любительская охота на большей части территории СССР, и в Украине в частности, с нарезным оружием была запрещена, по крайней мере, для простых охотников. В то время "двойники", "тройники" и изредка встречавшиеся четырехстволки считались оружием довольно необычным, и для того, чтобы не расставаться с любимым ружьем, владельцам приходилось соглашаться с требованиями органов МВД и приводить свои ружья в такое состояние, при котором использовать нарезные стволы было невозможно — только на таких условиях их оставляли хозяину. Как правило, с замков снимали боевые пружины, курки и бойки, а сами нарезные стволы надпиливали или просверливали в стенке ствола отверстия; иногда патронники и каналы нарезных стволов заливали серой или свинцом. Некоторые умельцы выполняли такую заливку только с концов ствола, предварительно вставив в них "пробки".

Рис.1.Охотничьи патроны калибра 8 мм:а) — 8x57jr; б) — 8x57jrs

Часто нарезку полностью или частично снимали с помощью развертки, и тогда получали малокалиберный "парадокс" (такие ружья-переделки — тема для отдельного разговора). Некоторым ружьям удалось избежать подобной участи, они так и остались незарегистрированными. Их прятали на чердаках и антресолях, а часть из них все же использовали для охоты, правда, только тогда, когда владелец был уверен, что не столкнется с представителями правоохранительных органов. Патронов к таким ружьям, естественно, в продаже не было, и тут техническая мысль доморощенных кулибиных развивалась по двум направлениям. Патроны либо изготавливали в домашних условиях, что довольно хлопотно (необходимо было с большой точностью выточить гильзу из хорошей вязкой латуни, определить размеры и форму пули, подобрать порох, наконец, собрать все это воедино), либо патронник рассверливали под имеющийся отечественный патрон, что существенно экономило время при подготовке к охоте.

Рис.2."Тройник" со сверленным нарезным cтволом после выстрела

Немало ружей было испорчено при попытках стрелять самодельными патронами, особенно когда использовались пороха, предназначенные для дробовиков. Охотник засыпал полную гильзу "Сокола" ("Фазана", "Барса" и т. п.), уверенный в том, что этот порох "слабее" оригинального, винтовочного. Хотя энергия, заключенная в определенной массе однотипного пороха (в СССР, например, это был пироксилиновый) примерно одинакова, особенности ее освобождения и, соответственно, характер горения различны для каждой конкретной марки. Применение капсюля "Жевело М" еще больше усиливало "взрывной" эффект. Такой заряд даже при использовании штатной пули не выдерживали и карабины, правда, стволы при этом чаще не разрывало, а раздувало, деформировались также и затворы.

При грамотном подходе и хорошем оборудовании можно, конечно, самостоятельно изготовить качественный пулевой патрон для нарезного ствола. За границей это и сейчас довольно широко практикуется, однако техническая культура охотников у них несколько выше, скажем так, чем у большинства наших стрелков, да и оснащены они гораздо лучше. Помимо этого, большое количество всевозможной оружейной литературы с практическими рекомендациями позволяет "самодельщикам" удерживать свои эксперименты в относительно безопасных пределах.

Необходимо сказать несколько слов о боеприпасах для нарезных стволов старого комбинированного оружия и их калибрах. Как правило, ружья довоенного австрийского и германского производства, которые попадали к нам в основном в качестве военных трофеев, были изготовлены под привычные, проверенные временем патроны 8x57jr, 8x57r/360, 8x58r sauer, 7x57r, 6,5x57r, 9,3x72r, 9,3x74r, 6,5x58r sauer, 5,6x35r, 6,5x52r, 7x72r, 8x72r, 7x65r, 6,5x65r, 5,6lr (бокового огня).

Рис.3.Фрагменты колодки и казенной части стволов после выстрела, приведшего к разрушению

Ружья, изготовленные еще раньше, в конце ХiХ — начале ХХ вв., имели самые разнообразные, иногда довольно причудливые, калибры и патроны. В довоенных каталогах концерна dwm представлены сотни образцов патронов с обозначением "r" (то есть с закраиной), пригодных для использования в "двойниках" и "тройниках". Например, в Бельгии было изготовлено множество "тройников" под различные патроны, в том числе и под американские .30–30, .25–20, .25–35 и двустволок-"горизонталок" с правым крупнокалиберным нарезным стволом (10,2–12,5 мм). У нас этот ствол рассверливали под патрон 32 калибра. Путаница, связанная с различными методами измерения канала ствола, коснулась и самого популярного 8-мм калибра. Фактически в таком калибре существуют два различных размера канала ствола и две группы патронов к нему. Патроны старого военного калибра, охотничьих карабинов и ружей имели пули диаметром 8,08 мм (на рис. 1а показан современный штуцерный патрон такого типа), примерно соответствующим численному значению диаметра канала ствола при измерении по нарезам. Для новых боеприпасов боевых винтовок и пулеметов делали патроны с пулей типа "s" (большей на две десятых миллиметра), диаметр канала ствола для этих пуль равнялся 7,92 мм при измерении по полям. Новый патрон получил обозначение 8ґ57s. Вскоре и охотничьи карабины стали делать под эти патроны, снаряженные, естественно, охотничьими пулями. Несколько позже появилось и комбинированное оружие под патрон 8ґ57jrs ("j" от немецкого "jagd", означает "охотничий", рис. 1б). На упаковках таких патронов большими буквами красной краской делали надпись: "Не применять в оружии калибра 8ґ57jr". Кроме того, для использования в старых штуцерах и "тройниках" патроны 8ґ57jrs в настоящее время изготавливают, применяя ослабленные пороховые заряды, развивающие максимальное давление 2800 атмосфер против 3500 у 8ґ57js. Другие патроны, которые тогда выпускали, давали еще меньшее максимальное давление, например, патрон 9,3ґ72r создавал давление всего 1800 атмосфер, зато новый, более мощный патрон 9,3ґ74r с гильзой слабо-бутылочной формы — 3000 атмосфер.

Рис.4.Дульная часть блока стволов

На стволах "двойников" и "тройников" указывали диаметр канала ствола (либо по полям, либо по нарезам, что само по себе вносит путаницу), или тип применяемого патрона с указанием массы пули, под которую выставлены прицельные приспособления, а иногда и длину гильзы. Разобраться в этом нелегко, и некоторые мастера, в лучшем случае замерив штангенциркулем диаметр канала ствола, рассверливают патронник под доступный отечественный патрон. Именно так поступают с калибрами 6,5 мм и 9,3 мм, пытаясь переделать ружья соответственно под патроны 6,5 мм (спортивные) и 9,3 мм (охотничьи) на базе гильзы трехлинейной винтовки Мосина. Помимо того, что такие патроны развивают значительно большее давление, разворачивание патронника еще и утончает стенки ствола примерно на 0,35 мм при калибре 6,5 мм. Таким образом, разрыв ствола практически гарантирован. Тот же результат мы получим, если попытаемся развернуть патронник, предназначенный изначально под патрон 9,3ґ72r, который теперь не выпускается (во всяком случае, он редко встречается), до размеров, необходимых для использования довольно распространенного современного патрона 9,3ґ74r. При такой переделке стенки патронника утончают еще больше, чем для калибра 6,5 мм.

С калибром 8 мм ситуация несколько иная. Если в ствол с патронником под 8ґ57jrs вставить боевой немецкий винтовочный патрон — каковых после войны сохранилось достаточно много и порою в неплохом состоянии, — то нарезной ствол ружья может выдержать даже повышенное давление (хотя гарантировать это никак нельзя). А вот если в слегка доработанный патронник, рассчитанный на применение боеприпасов 8ґ57jr, 8ґ57r или 8ґ58r(sauer), "вогнать" военный патрон и сделать выстрел, то комбинация увеличенной мощности патрона и повышенного трения в канале при сминании "лишних" 0,2 мм по диаметру пули может дать совершенно непред-сказуемый результат.

Рис.5.Осколки колодки ружья

Наконец, любительскую охоту с нарезным оружием разрешили. И тут на свет божий "всплыли" незарегистрированные ранее комбинированные ружья, из залитых стволов были выбиты "пробки", поставлены боевые пружины и курки нарезных стволов. Все это владельцы с большими или меньшими хлопотами зарегистрировали в Разрешительной системе. Ура!?

Но не тут-то было. Патроны для нарезных стволов в продаже, конечно, появились, но по весьма высокой цене, а импортные фирменные — те ну просто "золотые". Отечественные боевые патроны, благодаря вовремя проявившейся деловой хватке отдельных представителей Вооруженных сил, оказались более дешевыми и относительно доступными. Над патронниками старых ружей опять пришлось немного "поколдовать", в результате таких доработок одни ружья разорвало, а другие — вопреки законам сопромата — так и стреляют до сих пор. Однако тут возникла еще одна "национальная" проблема. Как уже говорилось, нарезные стволы некоторых комбинированных ружей были приведены в негодность путем пропиливания прорезей или просверливания отверстий в стенках стволов. Владельцы не хотели расставаться с такими ружьями, иногда очень неплохими "от рождения", поэтому их стали "ремонтировать", чтобы полностью восстановить все боевые качества. То есть, отверстия, расположенные в толстостенной части ствола, загужонивали или заваривали аргоно-дуговой сваркой — если в отверстие вогнать медный цилиндрик, заварить кромки, то зачищенный и повороненный ствол будет выглядеть как новенький снаружи и почти как новый изнутри. Но стрелять из такого ствола чрезвычайно опасно, так как при сварке в углеродистой стали происходят изменения ее структуры, которые ухудшают механические свойства материала. Такие изменения невозможно исправить даже последующей термообработкой, что, правда, и не делают, так как стволы уже спаяны низкотемпературными припоями.

Рис.5.Осколки колодки ружья

Стрелять из такого ствола может себе позволить только очень смелый, а скорее даже безрассудный, человек. Многие охотники, покупая старые комбинированные ружья, и не догадываются, что они были переделаны либо "отремонтированы" вышеупомянутым способом —"результаты" такого незнания показаны на рис. 2 (слава Богу, здесь все обошлось без увечий). Потерять деньги, а, зачастую, и несколько пальцев левой руки, удерживающей цевье, согласитесь, неприятно. В качестве примера на рис. 3 представлены фрагменты разрушенного немецкого "тройника" выпуска 1928 г. Верхние стволы 20 калибра выполнены из обычной крупповской стали, нижний нарезной ствол калибра 6,5ґ57r изготовлен из стали "Беллер-специал". Затвор снабжен нижним ключом, запирание производилось рамкой Перде и болтом Гринера, замки системы Блиц. Стальная колодка имела прочную конструкцию, без ослабляющих пазов для взводителей (иногда встречаются колодки, изготовленные из дюраля или ковкого чугуна, при соблюдении правил эксплуатации оружия они достаточно долговечны, хотя и несколько "слабее" стальных). Особенно радовало хозяина, недавно купившего это ружье, что патронник нижнего ствола уже был рассверлен под патрон 6,5ґ53r (советский спортивный патрон для стрельбы на дистанцию 300 м, также применявшийся ранее в биатлоне). На высказанные опасения относительно потери прочности стволов после переделки патронников владелец отвечал, что раньше из этого "тройника" уже стреляли без каких-либо последствий для ружья. Автор статьи оказался свидетелем трех последних выстрелов, произведенных из этого ружья. На третьем выстреле, который был значительно сильнее обычного, весь блок стволов отбросило на 4–5 метров вперед, а мелкие обломки конструкции разбросало по полу невдалеке от места происшествия. Соединительные планки стволов примерно на 2/3 длины от дульной части были оторваны, стволы ружья разошлись в разные стороны (рис. 4). После разрыва патронника разрушению подверглись и подушки колодки (рис. 5), хвост болта Гринера, а также цевье ружья. Возможно, что в металле казенной части нижнего ствола от выстрела к выстрелу накапливались микротрещины, которые постепенно дошли до критического состояния. Патроны были относительно новыми (выпущены в 1975 г. заводом №188), качество пороха из разряженных патронов по виду и запаху не вызывало сомнения. К счастью, никто не пострадал, стрелок держал левую руку не на цевье, а прижимал приклад к плечу, стреляя с подставки из положения сидя. На рис. 6 можно увидеть последствия единственного выстрела, произведенного из "тройника" калибра 9,3 мм немецкой работы, нижний ствол которого был "доработан" под отечественный патрон 9,3ґ53. Эти разрушения схожи с теми, что описаны ранее, с той лишь разницей, что одна часть подушки колодки не разрушилась, а лишь была деформирована. На снимке виден фрагмент разорванного патронника, который заклинило на подствольных крюках в вырезах колодки.

Какой же можно сделать вывод из всего сказанного?

Во-первых, господа охотники, осторожно обращайтесь со старыми комбинированными ружьями, самостоятельно не экспериментируйте с патронами. Во-вторых, каждое комиссионное ружье, а комбинированное особенно, необходимо перед покупкой или стрельбой дать осмотреть специалисту, сверить надписи и клейма, промерить диаметр канала ствола, используя калибр или по оттиску, измерить патронник, убедиться в прочности затвора. Ни в коем случае не спешите сразу же испытывать приобретенное ружье выстрелом.