Задача выставки — ознакомить потребителя с положением дел на украинском рынке клинковых изделий, с чем организаторы и участники – ведущие оружейные предприятия Украины — справились блестяще. Вниманию многочисленных посетителей был предложен весь ассортимент клинковых изделий, простирающийся от привычных нам бытовых ножей индустриального производства до авторских композиций современного украинского ножевого "арт-хауза".
Применительно к тематике нашего журнала особый интерес для читателей, пожалуй, представляют именно охотничьи и туристические ножи. Их предложение в рамках выставки было весьма широким. Благодаря "Мастер Клинку" украинский потребитель получил возможность приобрести практически все наиболее популярные на европейском рынке модели. Так, украинский дистрибьютор продукции известной немецкой фирмы Linder – НПО "Эколог" с успехом предлагает охотничьи ножи Super Edge. Изделия этого модельного ряда были удостоены Knife Avard – высшей профессиональной награды IWA международной выставки оружия в Нюрнберге сезона 2005 и 2007 гг.
Говоря о реализации инновационной продукции, следует указать на такой фактор, выявивший себя как в ходе выставки "Мастер Клинок", так и в ходе весенней выставки "Охота-Рыбалка", как маркетинговая, в частности, рекламная, неподготовленность украинского потребителя к появлению на отечественном рынке новинок европейского и американского дизайна в области охотничьих ножей. Произведенное в рамках ЕС ужесточение гигиенических требований к мясной продукции, поставляемой из охотничьего хозяйства, стало причиной вытеснения с рынка охотничьих ножей старшего поколения, не отвечающих новым возросшим требованиям к ним, как к инструменту для разделки туш. В частности речь идет о ножах, предназначенных для профессионального использования, но имеющих деревянные, роговые, костяные, наборные кожаные черенки, не подлежащие дезинфекции, а также о ножах с клинками из высокоуглеродистой стали, подверженной коррозии, в частности – из сварочного дамаска.
Ответом ножевой индустрии на вызов бюрократов ЕС стало появление на рынке ножей нового поколения с клинками из высокоуглеродистых высоколегированных устойчивых к термохимическому воздействию сталей типа АТС 34 и рукоятями из синтетических материалов, например – кротона. Такие ножи пригодны для дезинфекции в автоклавах. Однако они имеют несколько непривычный для отечественного пользователя спартанский дизайн, и это пока составляет ментальное препятствие для их успешной реализации на украинском рынке. В качестве примера можно назвать "второе издание" классического ножа из модельного ряда White-Hunter известной фирмы Puma, который при наличии соответствующего маркетингового, в частности информационного сопровождения, может быть с успехом предложен отечественному потребителю.
Предупреждением для дистрибьюторов продукции дальневосточного производства, предлагаемой на рынке под различными в частности американскими (Buck) и даже российскими ("Кизляр") брендами, является настороженность украинского потребителя к ножевому товару из Китая. Даже предложение такого товара по явно заниженной, в сравнении с расценками на сырье и обработку цене, как это в последние два года происходит с продукцией под торговой маркой "Кизляр", не гарантирует успеха на рынке. В качестве альтернативы владельцам неликвидных запасов приходится прибегать к практике сезонных распродаж, очередная из которых назначена на 31 мая этого года.
Напротив, оригинальная российская продукция, в частности торговых марок "АиР" и "Златко" – эксклюзивным представителем и официальным дилером которых в Украине является ООО "Латэк" — пользуется стабильным успехом на украинском рынке. В ее пользу говорит высокая культура производства, корректно скалькулированная цена, привычный для отечественного потребителя дизайн.
Среди украинских мастеров-штучников, производящих рабочие охотничьи ножи авторского дизайна и исполнения по результатам потребительских опросов в первую очередь следует назвать Юрия Кульбиду и Олега Лесючевского. Оба мастера демонстрируют наличие собственного выработанного стиля, приверженность традиционному дизайну, высокое качество сырья и работы, образцовую эргономику готовых изделий… Чего еще можно требовать от охотничьего ножа?
Применительно к ценам мы наблюдаем в Украине практически полное соответствие общеевропейской тенденции на рынке ножей утилитарного, в том числе охотничьего предназначения. В ценовом сегменте свыше 2000 гривен спрос и предложение диктуются крайне субъективным критерием "престижности", разумея под "эксклюзивностью" изделия его "навороченность". Конкуренция между индустриальными и авторскими изделиями происходит в диапазоне цен от 1000 до 2500 гривен. Ценовая ниша до 900-1000 гривен прочно принадлежит ножам индустриального производства. Неготовность украинских производителей предлагать продукцию по цене около 100 евро говорит не в пользу отечественного ножевого ремесла. В неизбежной ВТО-перспективе, в случае открытия границ для авторского ножевого товара иностранного производства, национальные производители, пребывавшие до этого в тепличных условиях таможенного протекционизма, рискуют быть сметенными конкуренцией даже ближайших соседей, в частности – словаков. Те, по крайней мере, за рекламу готовы платить.