Вложение средств в оружие в Украине остается рискованным занятием. Отсутствие открытого, общего со странами ЕС, рынка оставляет значительный простор для спекуляций. Тем более что состоятельные люди, те кто могут позволить себе долговременные вложения средств в том числе и в оружие, вынуждены обращаться к экспертам, которых в Украине, говоря откровено, еще нет. Приходится самому выступать в несколько не свойственной для себя роли. Однако за 10 лет успешной работы концерна "Сафари" как на украинском, так и на мировом оружейном рынке, накопился изрядный опыт, которым бы хотелось поделиться с читателем.
Основой любого вложения является механизм ценообразования. Спрос определяется предложением. Нелепо вкладывать в товар, уже сегодня предлагаемый в избытке по завышенной цене. Через двадцать лет его не станет меньше и он не будет стоить дороже. Примером этого в Украине являются популярные у отечественных покупателей карабины ряда известных европейских производителей оружия массового потребления. Даже в очень дорогом псевдо-штучном исполнении они остаются товаром широкого потребления, то есть расходным. При их производстве последующая ликвидность попросту не закладывается ни в технологию ни в цену.
Но как эту цену определить и спрогнозировать? Ожидать появленяя в Украине какого либо всеохватывающего обьективного, долговременного каталога вроде обслуживающей оружейный рынок США Blue Book of Guns Value не приходится. Слишком мал рынок, слишком велика нестабильность на нем, порождаемая внешними факторами. Импортные каталоги, вроде вышеназванного или изданий ведущих оружейных аукционных домов Европы (не будем затруднять читателя перечислением незнакомых названий вроде Hermann Historica oHG или Stiegele Jagd & Auktionshaus) обслуживают европейский рынок. Остается делать прогнозы самому, как и надлежит в динамичный период первичного накопления капитала и его перераспределения.
Мерилом цены на оружие, как это не звучит смешно в нашей стране, построеной вокруг транзитной и ритуальной функции государства, остается количество высококвалифицированного ручного труда в него вложенного. Из чего следует основополагающее правило: покупать только то, что всегда будет в дифиците. Но как отличить эксклюзивную вещь от кичевого ей подражания и при этом еще защитить себя от недобросовестного предложения?
Совет прост: пользуйтесь услугами профессионалов! Только последовать ему в Украине ох как не просто. Вращаясь в своем избранном кругу наш потенциальный покупатель не только не смотрит "вниз" – фигурально выражаясь книжек и журналов не читает, ему некогда – разве каталог перелистает, но и "оглядываясь по сторонам" на людей своего круга невольно перенимает их вкусы. Купит один провинциальный олигарх себе "Бенелли", затем подарит такой же – но подешевле служивому человеку "за верную службу" – скоро все, вплоть до подполковников МВД, будут щеголять этими самыми "Бенелли", чтобы за своих приняли. Приоритет социально приемлемого поведения, знаете ли. О внуках, которые весь этот "чермет" понесут к оценщику никто не думает. Запомните: оружие, цена которого в базовом исполнении (без накруток) в Европе сейчас ниже 2000 "евро" для длительного вложения средств не предназначается!
На постсоветском пространстве Украина не составляет исключения, все не как у людей. На разнице цен здесь и в Европе построена вся спекулятивная игра отечественных антикваров. Как показывает опыт предыдущего поколения победителей, перераспредилившего в 1945 г. малую толику европейских ценностей, единственным стоящим товаром в конечном итоге оказались "тройники" Зульского производства тогдашнего высшего ценового класса 5000 – 6000 рейхсмарок (столько до 1945 г. стоили два дома в пригороде или несколько автомобилей), ну, еще "генеральские" ружья "Меркель" из репарационных поставок и заказов. Именно эти модели оружия, при условии их 90% сохранности, сейчас являются абсолютно ликвидными. Их легко продать, начальная аукционная цена на них составляет от 6000 евро – для простеньких моделей без высокохудожественной гравировки (до 1945 г. – 500-600 рейхсмарок). Поверьте, никакие легендарные "голланд-голланды" из этой страны Вы по такой цене на солидном европейском аукционе даже не выставите. Поэтому, когда Вам их здесь предлагают "по знакомству" – сразу вызывайте "секьюрити" и гоните мошенника в шею! О рыночной ситуации с английскими ружьями мы поговорим отдельно. Она того заслуживает. А пока вернемся к оружию континентальному.
Итак, почему "тройник", если он сейчас в Украине, как показывают маркетинговые опросы, проводимые журналом "Оружие и охота" –"не пользуется спросом". Именно, поэтому! Упаси Вас Господь вкладывать деньги в то, что в Украине сейчас пользуется спросом. Вы на этом потеряете.
Качественный тройник требует значительного объема квалифицированного ручного труда (опустим подробности ремесла оружейника вроде гарнирования стволов), количество которого в классических моделях – со спаяными стволами, — не изменится. Также, он не является оружием для постоянного использования. Ресурс прочности запирания по нарезному стволу крпного калибра, например 9,3х74 R весьма невелик. Серьезный охотник стреляет из "тройника" не более трехсот раз за всю его (тройника) жизнь. На что ресурса вполне достаточно. Таким образом, в отличие от карабина, "тройник" с расстрелянным стволом трудно себе представить. Художественная отделка "переломок", будь то ружья, штуцера, "двойники" или "тройники", остается классическим местом приложения таланта и труда гравера. В меру развития глобализационных процессов "тройники" перестали быть "немецким" или даже "континентальным" оружием. Сейчас их охотно приобретают с аукционов покупатели не только из Германии. Австрии и Швейцарии, но и из Скандинавии, Италии, Испании.
Сказанного достаточно, чтобы осознать прспективность вложения в "тройники" солидных европейских марок.