Главная / 2008 / Оружие и охота №7

Пистолет Браунинга М1900

Пистолет Браунинга М1900

"Это делается чрезвычайно быстро… Для такого дела я бы купил себе браунинг" (Я. Гашек)

Году в 1906 некий ученик ростовской гимназии, на вопрос учителя: "Назовите самого великого изобретателя грядущего века", ничтоже сумнящеся выпалил: "Браунинг!".

…Весной 1897 г. один из менеджеров FN по продажам американец по происхождению Харт О. Берг прибыл в Новый свет, чтобы изучить тамошние технологии производства велосипедов. Знаменитому в будущем льежскому предприятию недоставало заказов на оружие, чтобы загрузить производственные мощности. На родине, в Хартфорде штат Коннектикут, в офисе компании "Кольт", Берг повстречал Джона Мойзеса Браунинга. Тот велосипеда не изобретал, но показал Харту свежевыданный патент №580926 от 20.04.1897 на пистолет калибра .32 с автоматикой, основанной на действии пороховых газов и отдаче затвора (англ. gas operated blowback), и сам прототип. Фирма "Кольт" как раз отказалась его приобрести. Идея показалась Бергу настолько перспективной, что он прервал изучение велосипедостроения и поспешил назад в Льеж, где представил изобретение Браунинга генеральному менеджеру FN Henry Frenay.

Прототип успешно выдержал испытания, в ходе которого без единой задержки отстрелял 500 патронов. 17.07.1897 г. менеджер FN подписал с конструктором договор о продаже данной модели на европейском рынке. Интересно, что в России и СССР пистолет долгое время был известен именно под наименованием обр. 1897 г. хотя малая пилотная партия была выпущена только в 1898 г. После внесения в конструкцию ряда второстепенных изменений и усовершенствований (патент №621747 от 21.03.1899 г.) в январе 1899 г. было начато массовое производство.

Пистолет быстро завоевал рынок и уже в 1900 г. был принят на вооружение бельгийской армии. В июле последовал правительственный заказ на 20000 ед. оружия. Таковой маркетинговый ход себя оправдал, пистолет и поныне известен под бельгийским официальным наименованием – модель 1900 г.

Когда Д. М. Браунинг, удрученный бесплодным "сотрудничеством" с фирмами Winchester и Remington ("Предприимчивые" американцы отказались от его конструкции самозарядного ружья — будущего Browning Automatic 5.) в феврале 1902 г. объявился в Бельгии, его ожидал триумфальный прием. Контракт на производство и продажу ружья был немедленно подписан. Король бельгийцев (официальный титул, авт.) произвел Браунинга в рыцари ордена Леопольда.

К официальным наградам смело можно было бы приложить и признательность российских радикалов. Те отнюдь не желали следовать известному девизу Леопольда и жить с самодержавием дружно. Экономический бум 1880-1890-х гг. в России объективно способствовал распространению модного учения марксизма, чему власти особо не препятствовали, видя в нарождавшейся социал-демократии западного толка альтернативу социалистам отечественным. В подпольном движении тон тогда задавали куда более опасные для властей последователи "Народной Воли".

Партия социалистов-революционеров образовалась из разрозненных неонароднических кружков в конце 1901 г. Тогда же Центральный комитет партии основал и знаменитую Боевую организацию (БО), для проведения террористических актов против государственных деятелей и официальных лиц. Создателем БО стал шавельский (из г. Шауляй, Литва) провизор Герш Исаак Ицков, он же Григорий Андреевич Гершуни, Гершун или Гершунин (1870-1908). Полиция считала его "артистом террора" и недаром.

Именно Гершуни отшлифовал характерно-"эсеровскую" мотивацию, этику и эстетику террористического акта, взяв за основу знаменитый выстрел Веры Засулич. Влияние его стиля в терроре стало определяющим на долгие годы. Порывистый "импрессионистский" стиль Гершуни требовал соответствующей "техники". Его невольным "сообщником" стал Браунинг.

Подобно тому, как слово "кольт" некогда приобрело значение синонима слова "револьвер", название "браунинг" стало означать малогабаритный "карманный" пистолет. Компетентность мормона-самоучки поражает каждого, кто имеет дело с оружием профессионально. Браунинг не просто создавал конструкции, он оптимизировал их под наиболее вероятные условия работы.

И Балмашев, и Кудрявцев, и Богров, прежде чем приблизиться к своим жертвам, должны были пройти придирчивый "фейс-контроль". Тогдашние швейцары присутственных мест, даже при отсутствии там рамок металлоискателя, видели каждого посетителя "насквозь". Киевский студент Балмашев выглядел в военном мундире неестественно, это заметили. Успех дела решила новизна приема. Изумленный прибытием "личного адъютанта Великого Князя Сергея Александровича" (дядя царя, московский генерал-губернатор, авт.), министр внутренних дел Сипягин поспешил ему навстречу, и в вестибюле Мариинского дворца был сражен двумя пулями.

Когда кудри боевиков примелькались, охрана поднаторела узнавать их в любом обличье. В феврале 1906 г. террористы Яковлев как "князь Друцкой-Соколинский" и Самойлов как "князь Вадбольский", даже наскандалив в швейцарской, так и не смогли пробиться к своим жертвам: полковнику Риману и генералу Мину. Об "умении" обоих носи&