Часть 3
После Отечественной войны Киевский арсенал оставался одним из крупнейших складов артвооружений российской армии. С 1812 по 1825 г. задача создания постоянного запаса оружия вообще не ставилась. Расходуемый запас обычно находился в арсеналах. В 1817 г. в Киевском арсенале пребывало на хранении 46062 новых ружья (обр. 1808 г.), 306 кавалерийских штуцеров, 2046 палашей, 3643 тесаков пехотных, 383 кортиков егерских (к штуцеру обр. 1805 г.), 60 алебард (сняты с вооружения в полках в 1811 г.), 1473 пик уланских, 1 686 пик казачьих, 3 406 длинноствольных линейных ружей (обр. 1805 г. для линейной пехоты), 41438 "краткоствольных" ружей (образца 1798 г. и более ранних) и прочее артиллерийское имущество. В 1820 г. в Киевский арсенал с Тульского оружейного завода было направлено "для запаса" еще 15000 ружей.
Там же хранилось исправное и поврежденное оружие иностранного, в большинстве своем – французского образца, именуемое в документах по происхождению (месту производства): австрийское, голландское, саксонское, баварское, вюртембержское, прусское, польское. К сожалению, все это многообразие было списано в лом и продано частным торговцам еще в 1860-х гг. Теперь с ним можно ознакомиться только в публикациях нашего журнала и малодоступной читателям специальной литературе.
"Многосложные занятия сего заведения"
В описываемый период Киевский арсенал был государственным предприятием мануфактурного типа. С 1816 по 1822 г. он находился в ведении начальника артиллерийских гарнизонов Киевского округа, с 1822 по 1828 г. — под начальством генерал-фельдцехмейстера. С 1828 г. надзор за Киевским арсеналом осуществлял инспектор местных арсеналов. С февраля 1842 г. арсеналы, в т. ч. Киевский, были приравнены к артиллерийской бригаде и получили название "арсенальской бригады".
В Киевском арсенале изготовляли осадные, полевые и полковые орудия, лафеты, дроги для мортир, подмортирные станки, фуры для перевозки снарядов, походные кузницы, зарядные ящики, гранаты, бомбы, корпуса для бомб и гранат, ядра, брандскугели, книпели, картечь, пули для стрелкового оружия, конскую сбрую, холодное оружие: тесаки, сабли, пики. Также в арсенале производили ремонт огнестрельного и холодного оружия. Лабораторные роты занимались снаряжением артиллерийских снарядов и зарядов, приготовлением патронов.
Если в 1808 г. в Киевском арсенале имелось восемь мастерских: кузнечная, слесарная, столярная, плотницкая, токарная, коле сная, лафетная, диоптрная, то в 1817 г. их уже насчитывалось девять, вместо плотницкой и диоптрной появились шорная и малярная. В середине XIX ст в Киевском арсенале имелось 12 производственных подразделений: кузнечное, слесарное, токарное, точильное, сверлильное, чеканное, паяльное, литейное, формовочное, малярное, диоптрное, сборочное. В июне-августе 1821 г. численность мастеровых в Киевском арсенале достигла 704 человек, в 1823 г. сократилась до 615. В ноябре 1817 г. подвижной арсенал состоял из 71 человека.
Производство в арсенале было основано на использовании дешевого ручного труда. Механик Мезье после осмотра технической части Киевского арсенала в 1837 г. докладывал директору Артиллерийского департамента: "В этом арсенале до сих пор все работы производятся от руки или с помощью таких простых механизмов, что их нельзя назвать машинами". К этому времени Тульский, Ижевский, Сестрорецкий заводы получили новые английские станки и машины. Собственно, введение машин сдерживалось отсутствием водяной тяги. Арсенал стоял на горе, куда нельзя было отвести воду из Лыбеди.
Главным сырьем для арсенала являлись железо, сталь, бронза, свинец, олово, лес, кожа, древесный уголь. Сырье доставляли из разных мест: железо из Калуги, Брянска, Луганска, лес – с Киевщины, Черниговщины, Волыни, древесный угль — с Харьковщины, Киевщины. Поставку сырья брали на себя частные подрядчики. Нередко арсенал испытывал недостаток в сырье. Так, в 1821 г. ему не хватало 50 пудов стали, в 1853 г. 830 пудов 24 фунта красной "штыковой" меди. (Медь хранили в слитках-"штыках".) Для чистки и консервации оружия употребляли деревянное и конопляное масло, сало.
Арсенал выполнял значительные объемы работ по ремонту оружия. Например, в 1818 г. здесь производили ремонт ружей Смоленской крепости, 366 ружей Днепровского пехотного полка, 550 ружей 13-го Егерского полка, 322 ружья 8-линейного калибра Екатеринославского гарнизонного батальона. В том же году из арсенала было отправлено 8-линейных ружей в количестве 450 шт. Черниговскому внутреннему гарнизонному батальону, 3342 палаша было отправлено в Тулу. В августе 1818 г. Киевский арсенал получил приказ принять в ремонт старых разнокалиберных ружей: от Владимирского пехотного полка – 306 шт., от Олонецкого – 363, Вятского – 750, Днепровского – 530, 28-го Егерского – 276. Взамен старых из арсенала были выданы новые. Впрочем, из отправленных в Каменец-Подольский гарнизон около тысячи ружей в 45-ти из них были обнаружены неисправности.
Характерно, что даже спустя столько лет в армии продолжали использовать ружья 8-линейного калибра выпуска до 1798 г. В канун войны 1812 г. в Киеве хранилось еще 1250 тыс. патронов старого 8-линейного калибра. Только во второй четверти XIX ст главной задачей Оружейной комиссии стало установление единого калибра в 7 линий. Т. н. "старое отремонтированное оружие", хранившееся в арсеналах, предназначалось для гарнизонных частей.
Для ремонта старого и поврежденного оружия в арсенале приходилось выполнять различные технологические операции. Например, в 1822 г. в партии поврежденных ружей были выявлены трещины в ложах, ослабевшие винты, гнутые и тупые штыки, дефектные курки, ржавчина на штыковых трубках, шомпола с поперечными соединениями, ослабевшие боевые пружины, мятые спусковые скобы…
Стремление к копеечной экономии, обнаружившееся в деятельности казенных оружейных заведений в царствование Государя Императора Николая Павловича, имело следствием далеко идущую конверсию и утилизацию старого оружия. Так, по сообщению инспектора местных арсеналов Долгорукова: "Пилы здесь делают из негодных штыковых лезвий самым лучшим образом, и они не уступают известным английским".
В 1818 г. в Киевском арсенале был начат выпуск нового оружия для перевооружения кавалерии. В кавалерийских полках было отменено использование мушкетонов и предписывалось: "тех людей, коим они были присвоены, вооружить штуцерами". Калибр штуцера обр. 1818 г. составлял 6,5 линий (16.51 мм), глубина нарезов составляла 0,5 линии. Истинный калибр пули был обычно на 0,75 линии меньше калибра ствола. В последующие годы арсенал изготовлял и штуцера и пули к ним. (Таб. 1)
Русско-турецкая война 1828-1829 гг. привела к "истощению" запасов Киевского арсенала. Генерал-лейтенант Козен в рапорте в Артиллерийский департамент от 1 июня 1834 г. указывал: "Киевский арсенал, положительно снабжающий войска оружием по возможности пункта своего нахождения, совершенно лишен необходимых средств". В общепонятном изложении сие означает, что арсенал был расположен на Днепре, а боевые действия велись на Дунае. Основные нагрузки теперь выпадали на Подвижной арсенал в Тирасполе.
Трудности возникли и ввиду исчерпания запасов оружия. Начиная с 1825 г. объемы производства оружия в России стали снижаться. Перебои в поставках начались в 1828-1829 гг. ввиду прекращения работы Тульского завода. (Таб.2)
Польская революция 1830 г. обнаружила истощение вооруженных сил Российской империи, тогда готовившейся к войне с Францией (100000 войск было сосредоточено в Варшаве). Неожиданно для себя Государь Император Николай Павлович, по его собственным словам, обнаружил, что имеет в распоряжении лишь кавалергардов да инвалидов. Попытка польского правительства после битвы под Гроховым распространить военные действия на Правобережную Украину создавала угрозу Киk