Современное человечество не слишком признательно народу, принесшему в Европу стремена и длинный меч. Это я о наших предках готах. Даже перворазрядный европейский историк оружия едва ли назовет двух украинских конструкторов-оружейников. Хотя оба имени, наверняка, окажутся у него на слуху. О первом в списке – Якове Рощепее, наш журнал писал еще на заре своей карьеры (см. "Оружие и Охота" №№3, 4, 1999 г.) Сохранением памяти о своем земляке озаботились краеведы Черниговщины…
О втором – стараниями львовских историков-краеведов — известно намного меньше. Наш галицийский земляк Witold Chylewski, родом из Львова, для удобства ведения дел, проживал в Вене. Прочие подробности биографии еще надлежит установить. Лет двадцать назад польские историки оружия знали еще меньше Автора. Даже такой, вполне компетентный, в том, что касается Испании, США, Мексики и Японии, источник, как Jan Hogg and John Weeks "Pistols of the World", содержит ряд ошибок и неточностей. Исправить их помогла работа швейцарских краеведов и историков оружейного предприятия SIG.
В начале XX ст. малогабаритные, как их еще называли –"карманные", самозарядные пистолеты калибра 6,35 мм Браунинг успешно завоевывали мировой рынок гражданского оружия. Производители стремительно стареющих револьверов, как могли, вредили репутации конкурентов. Одним из основных аргументов, наряду с "опасностью" пистолета для гражданского пользователя (забудет патрон в стволе и нажмет на спуск…), оставалась непригодность пистолета для внезапного применения. Действительно, пистолет с досланным в ствол патроном и взведенным УСМ долго не поносишь – пружины подсядут. Чтобы дослать патрон в ствол – нужны две руки, а выстрелить из револьвера – только одна.
Проблема существовала, свидетельством чему многочисленные патенты на "усовершенствования". Одним из таковых является решение, предложенное Хылевским. Собственно, сам Хылевский ничего не изобретал. Идея витала в воздухе. Нечто подобное перед ним предложил Ole Herman Krag из Норвегии. Однако Хылевский предусмотрительно избрал для внедрения своего усовершенствования едва появившиеся к тому времени на рынке малогабаритные пистолеты Браунинга М 1906. Благодаря малым размерам и малой длине пути их затвора отвести его одним пальцем в принципе не составляло труда, на чем и базировалась патентная заявка на (нем. – Einhand spannvorrichtung).
Первым был получен немецкий патент №295289 от 17.03 и 20.03.1914 и только затем австрийский – №69618 от 24.03.1914. Интересно, что чуть раньше (в 1908-1912 гг.) свой пистолет с самовзводным курковым УСМ (ДА) запатентовал и посейчас никому не известный Алоиз Томичка из славного своим пивом Пльзеня… Соответствующие патентные заявки были сделаны в Венгрии, России, Франции, Великобритании и Бельгии. Хылевский искал оружейное предприятие для производства пистолета со своим усовершенствованием, обещавшим немалую прибыль. Но, вмешалась мировая война…
Швейцарский патент №72500 был получен Хылевским еще 31.12.1915 г. Однако, интерес предприятия Schweizerische Industrielle Gesselschaft (SIG) к производству карманного пистолета возник уже по окончании мировой войны. У стесненной воюющими сторонами нейтральной Швейцарии просто не было выхода на внешний рынок.
Наряду с пистолетом калибра 6,35 мм Браунинг, конструкторы SIG разработали и пистолет калибра 7,65 мм Браунинг. Оба имели приспособление Хылевского. Передняя стойка спусковой скобы была оформлена в качестве затворной рукояти. При нажатии на нее указательным пальцем оружие автоматически снималось с предохранителя, затвор отходил назад. Кулачок на левой стороне рамки приводил к разобщению затвора с затворной рукоятью. После чего затвор возвращался в переднее положение. Очевидно, что при этом происходило досылание патрона в патронник и взведение ударника. Затворная рукоять имела еще и такую функцию как производство немедленного выстрела, почему в немецкой литературе ее именуют Hilfsabzug.
Однако в производство пошел только пистолет калибра 6,35 мм Браунинг. Считается, что изготовление их на предприятии SIG в Neuhausen продолжалось в 1919-1921 гг. Судя по серийным номерам количество произведенных пистолетов могло достичь 1000 шт. При стволе длиной 57 мм, пистолет имеет размеры 115х20х77 мм и массу без патронов 378 г. Помимо устройства Хылевского это вполне традиционная конструкция с стиле "Браунинга" М 1906 с внутрикурковым УСМ. Отличием является разве что присущая пистолетам SIG нетехнологичность, обилие выфрезерованных проточек, сложность устройства УСМ. Как следствие, пистолет должен был быть дороже конкурирующих образцов. Основным его преимуществом считалось наличие приспособления Хылевского.
Успех выглядел столь многообещающим, что фирма SIG предложила Хылевскому откупить права на мировую продажу пистолетов, включая Северную и Южную Америки. Хылевский счел такое предложение свидетельством прочности своей позиции и предпочел обратиться к другому, более сговорчивому (и стесненному в средствах) производителю оружия для обеих Америк. Таковых в голодной послевоенной Германии было хоть пруд пруди. Счастливым получателем валютного заказа стал Theodor Bergmann из Gaggenau, изготовлявший свое оружие в Suhl. Было решено возобновить производство карманных пистолетов Бергмана предвоенной модели (по образцу М 1906), оснащенных приспособлением Хылевского. Пистолет Bergmann Modell 2a с таким устройством с серийным номером 10, без немецких испытательных клейм хранится в заводской коллекции SIG. Так как фирма Бергмана в 1921 г. перешла в собственность Lignose AG можно предположить, что вся интрига вокруг приспособления Хылевского происходила в 1919-1921 гг.
Что произошло на самом деле – по происшествии стольких лет и после уничтожения архива SIG, только часть которого спасли энтузиасты — можно только предполагать. Фактически. SIG дистанцировался от своего изделия. Лежавшие на складе около 500 пистолетов были переделаны. В них было деактивировано устройство Хылевского, а также удалена фирменная маркировка на затворе SOCIETE INDUSTRIELLE SUISSE NEUHAUSEN. Курьезным образом, надпись на рамке BREVET CHYLEWSKI сохранилась. Были изданы даже новые описания оружия – без указания производителя. Таким образом, изделия SIG превратились в ни для кого на рынке не интересные анонимные карманные пистолеты, вроде испанских. Еще в 1930-х гг. со слов очевидцев, ящик с пистолетами валялся на чердаке фирмы.
Сугубо технически устройство Хылевского оказалось небезопасным в эксплуатации. За первой функцией – досыланием патрона могла непроизвольно последовать и другая – выстрел. В пользу этой причины переделки пистолетов SIG свидетельствует последующее производство пистолетов с устройством Хылевского под маркой Lignose-Einhand, в которых отсутствовала функция производства выстрела "вспомогательным спуском".