Такса — одна из древнейших и практически сложившаяся порода охотничьих собак. В Германии первые письменные сообщения о таксах датируются Хv в. и касаются гладкошерстной, так называемой классической, таксы. Длинношерстные таксы были выделены в отдельную породу лишь в 1830 г. Этих собак вывели путем скрещивания гладкошерстных такс с длинношерстными породами охотничьих собак — спаниелями и, по мнению Л. Сабанеева, некоторыми породами легавых.В XiX в. таксы были весьма редки: в 1890 г. на Нюрнбергской выставке было представлено шесть собак этой породы, в 1891 г. на Франкфуртской и в 1892 г. на Мюнхенской — по пять. Судя по фотографии 1892 г. экстерьер практически не отличается от экстерьера современной длинношерстной таксы.
Долгое время поголовье длинношерстных такс значительно уступало поголовью гладкошерстных. Тем не менее в 30-х годах ХХ в. длинношерстная такса начала быстро завоевывать позиции, считаясь модной у "декоративщиков" и западноевропейских охотников. Последние именно ей отдавали предпочтение. У длинношерстной таксы, в отличие от гладкошерстной, был подшерсток, благодаря которому собака не мерзла зимой и могла долго преследовать зверя. В Германии эта порода изначально предназначалась для охоты в суровых погодных условиях. Сегодня в Западной Европе она по-прежнему остается популярной.
В странах СНГ и в Украине длинношерстная такса по сравнению с гладкошерстной менее распространена среди охотников, хотя ничем не уступает последней по рабочим качествам. Да и содержать хорошо "одетую" собаку проще в будках и вольерах. По сравнению с другими областями Украины, в Житомирской, Харьковской, Днепропетровской и Николаевской областях поголовье динношерстных такс довольно велико, однако приоритет все же остается у гладкошерстной.
В секции охотничьего собаководства Киева первые длинношерстные таксы появились в конце 70-х годов. Это были две суки: Ролли (В. Боера) — украинского разведения, привезенная из Винницы и Феби (Г. Петрушанской) — из Москвы, ставшие родоначальницами поголовья длинношерстных такс в Киеве. От единственной вязки Ролли с Томом (М. Леонова, Москва) были получены первые рабочие собаки: Корсар, 358 тд (В. Драчева) и Аза, 308 тд (В. Матвеева). Безупречная по экстерьеру Феби оставила очень заметный след в породе. Из помета после первой же вязки, проводившейся в Москве с Муссоном (Г. Лебедева), особо следует выделить оставленную в Киеве Чару, 423 тд (Ф. Задвирного). Остальных щенков увезли в другие города. В результате второй вязки с харьковским кобелем Эверестом, 222 тд (М. Гонтаря) — будущим чемпионом Украины — получили также ставшего впоследствии чемпионом Украины и Всесоюзной выставки Аякса, 369 тд (В. Кокоши, Харьков), во втором поколении — чемпиона Ма-Би-Вия, 1013 тд (В. Толмачева, Харьков) и чемпиона Украины и московских выставок Бома, 892 тд (В. Кульчицкого, Киев), а в третьем поколении — нынешних чемпионок Тотошу, 1025 тд (В. Щегельского, Киев) и Диану-Диаманту, 2040 тд (Т. Третьяковой, Москва). Здесь перечислены лишь собаки, ставшие чемпионами, при этом оба помета дали большой процент рабочих собак. В течение последующих лет долго не было притока свежей крови. Поскольку в Москве значительно сократилось число дипломированных кобелей,московские владельцы привозили сук в Киев к лучшим нашим кобелям — Бому и его однопометнику Чуку (А. Горбача).
К сожалению, большинство наших длинношерстных такс постепенно перешли в разряд так называемых спортивных собак.
Что же все-таки мешает длинношерстным таксам завоевать такую же популярность у охотников, как гладкошерстные? Прежде всего, охотников смущает длинная уборная шерсть собак. Гордостью длинношерстных такс как декоративных собак является богатая уборная шерсть на хвосте, животе, очесы на ногах, бахрома на ушах — чем она длиннее, тем красивее. Но на охоте летом и осенью в наших неухоженных угодьях (в противоположность европейским) собака собирает колючки, репейник и всякий мусор. А зимой после работы в норе такса тут же оказывается облепленной снегом, и образовавшаяся ледяная корка затрудняет ее передвижение. Случается, что даже умеренно одетая собака покрывается сосульками (см. фото Азы). Кстати, Аза погибла снежной зимой после работы в норе — на взмокшей шерсти образовались сосульки, и она так и не смогла выбраться из снега. В случившемся виноват, конечно, хозяин, который оставил собаку, как всегда, самостоятельно добираться домой (лес был рядом с домом).
Чтобы немного проредить излишне густую шерсть рабочих длинношерстных такс, в питомниках, очевидно, их периодически вяжут с гладкошерстными. Во всяком случае, и у нас и в России появились гладкошерстные таксы, которые несут гены длинношерстных. В результате таких вязок появились длинношерстные таксы из пометов гладкошерстных. Подобное происходит лишь в том случае, если оба родителя несут этот ген, даже в достаточно далеком колене. Эта генерация длинношерстных такс проявила незаурядные рабочие качества, отличается хорошим экстерьером и умеренно густой, отвечающей стандартам шерстью, чем и привлекла к себе внимание охотников. Следует отметить, что от двух длинношерстных такс, несущих гены гладкошерстных, никогда не рождаются гладкошерстные щенки. На выставках, проводимых под эгидой fci, на охотничьих выставках, они получают высокие оценки за экстерьер, им присваивают титулы. В дальнейшем, используя такой племенной материал с хорошо продуманным подбором пар, получают отличных такс со стандартной, без излишеств, шерстью. Стандарт fci 148 (03.07.98 г.) гласит: "Шерсть: гладкая, блестящая, с подшерстком, на теле прилегающая, удлиненная у основания шеи и на нижней стороне корпуса, свисающая на ушах. На задней стороне ног формирует отчетливые очесы и достигает наибольшей длины на нижней стороне хвоста, образуя обильный подвес". Заметьте, что не оговаривается ни густота украшающего волоса, ни его длина. Если в предыдущем стандарте недостатком считалась "чрезмерно длинная шерсть по всему туловищу", в последнем это трактуется как "…шерсть одинаковой длины на всем теле", то есть по всему туловищу и свисающая до земли. Учитывая, что для охотничьей собаки главное — это функциональность экстерьера, шерсть должна быть умеренной в соответствии со стандартом. Кстати, свисающая шерсть, обильные очесы на лапах зачастую скрывают недостатки экстерьера (локти, коровина, подрыв живота, недостаточно спущенная грудь), что для практической охоты нежелательно. Е. Година в "Российской охотничьей газете" по этому поводу писала: "В разведении главное правило — что важнее для породы, то и ставим во главу угла. По моему убеждению, главное не абстрактная красота животного, а его рабочая сложка. А у нас получилось донельзя наоборот. Считаю, что не надо гнаться за декоративной модой в этом вопросе, ведь так можно свести на нет все старания предыдущих поколений селекционеров и заводчиков, направленные на совершенствование рабочих качеств породы". Трудно с этим не согласиться.