Современное оружие — дитя передовых технологий станков с ЧПУ, штамповки, порошковой стали, точного литья, пластмассовых деталей, новых материалов и покрытий.
В частности, что касается дробовиков, то новые высококачественные ствольные стали, безукоризненная сверловка и отличные патроны лучших производителей позволили сравняться по бою ружьям различных фирм и ценовых категорий (за исключением явного брака в самом дешевом ширпотребе). И мы все больше отдаляемся от того времени, когда все ружья, а не только престижные, заоблачной стоимости, делали вручную. Все меньше остается на руках охотников безмолвных свидетелей тех времен. Поэтому каждое старое ружье, попавшее в поле зрения редакции, вызывает законный интерес. Ружье системы Дау работы Кристиана Штурма, к сожалению, пребывало у нас очень короткое время, однако нам удалось сделать несколько снимков. Немецкий мастер Штурм был очень хорошо известен не только на его родине. Упоминает его Сабанеев в своем неоднократно переизданном охотничьем календаре. В.В. Маркевич своей книге "Ручное огнестрельное оружие" пишет: "Штурм в Зуле делает штуцера и ружья небольших калибров ". Однако 10 калибр небольшим не назовешь, а именно ружье такого калибра и довелось увидеть автору.
Ружье — горизонтальное двустволка тяжелого типа — выполнено по системе англичанина Дау, вкратце описанной у того-же Маркевича. Изюминка системы Дау (патент 1862 г.) в том, что это одно из первых "безкурковых" ружей. Мы неоднократно публиковали статьи о первых серийных казнозарядных ружьях системы Дрейзе, охотничьи варианты которых тоже были "безкурковые" и в качестве механизма для воспламенения гремучего состава использовали ударники такие же, как у игольчатых винтовок военного образца. Такое заимствование заметно у некоторых мастеров в середине позапрошлого века, в том числе и у Тэшнера (Коллата).
Прослеживается это заимствование и у Дау (когда изготавливалось это ружье, игольчатое оружие уже имелось в войсках). Удар по капсюлю патрона центрального воспламенения наносился ударником, движущимся в каналах колодки, направленных вдоль оси ствола.
Спиральные пружины обвивают стержень ударника, который взводится рычагом, управляющим затвором при открывание ружья. Противоположные концы ударников довольно далеко выступают за габарит колодки, являясь своего рода указателем, как и в системе Дрейзе. Оригинальным является предохранитель, представляющий собой планку, перемещающуюся в поперечном пазу колодки. В случае постановки оружия на предохранитель планка устанавливается напротив ударников и не дает им возможности при срыве шептала контактировать с капсюлями. На этой планке имеется дополнительная защелка, поэтому снятие с предохранителя путем случайного нажатия исключено. Запирается ружье одним круглым (диаметром 9 мм) штырем, который расположен горизонтально в пазу нижней части колодки и входит в соответствующие отверстие на крюке ствольного блока под экстрактом.
Стволы крепятся к цевью простой поперечный задвижкой, как у шомпольных ружей, а цевье неотъемное.
Массивные, но короткие (690 мм) по тем временам стволы 10 калибра, патронник под металлическую гильзу, длину патронника установить не удалось. Материал стволов дамаск, с явно просматриваемым рисунком, прицельные планки спаяны твердым припоем, на верхней гильотированной планке указано имя мастера ch.Sturm.Suhl. Снизу на стволах — трехзначный номер и аббревиатура из трех букв, каких конкретно, я не запомнил. Больше никаких пометок не выявлено.
Ложа ружья хорошего ореха, массивная с прямой, довольно толстой шейкой. За скобой имеется фигурная отделка из рога буйвола. От ружья, изображенного в книге Маркевича, данный образец отличается формой рычага управления затвором, который не лежит на скобе как у Дау, а примыкает к ней спереди, являясь одновременно элементом декора.
Штурм делал свои ружья в эпоху технической революции, благодаря которой системы огнестрельного оружия, совершенствуясь, сменяли друг друга, что и прослеживается в нашем образце. Учитывая, что в то время еще были распространены не только капсюльные, но и кремневые ружья, изготовление уже казнозарядного охотничьего ружья было прогрессивным. Но тогда была популярной система Лефоше, которая уступала системе Дау 1862 года по устройству ударников (курковые) и по применению менее совершенного игольчатого боеприпаса. Однако системы запирания как оригинальная Лефоше, так и у Дау были непрочные, впрочем у Дау она все-таки была более надежна, недаром система запирания Лефоше вскоре была заменена на более прочную и оригинальную по тем временам. А предохранители со сквозным движком, установленном в поперечном канале, повсеместны и сейчас в самозарядном и помповом оружии, только установлены они в районе скобы. Еще долго оставалась в моде фигурная скоба как у Лефоше и украшение из рога позади ее, но уже архаичными были способ крепления ствола и устройство неотъемного цевья.
Обязательное испытание огнестрельного оружия стрельбой усиленным зарядом было введено в Германии в 1891 году. Первая испытательная станция в центре производства этого оружия открылась в Зуле и была разработана система клейм, которыми маркировались прошедшие испытание экземпляры. Тогда же буквой "V" под короной (иногда под звездочкой) заклеймили без испытания все ружья, которые были уже на тот момент готовы и находились в магазинах или на складах.
Так как никакого знака об испытаниях рассматриваемого ружья нет, можно предположить, что оно к 1891 году уже было продано и стреляло. А по совокупности технических решений время изготовления ружья, вероятно, 1880 ±10 лет. Следует сказать, что эта система была довольно удачна для своего времени и охотно копировалась европейскими оружейниками. В фондах Российского государственного исторического музея, по информации Ю. Шокарева имеется аналогичного устройства ружье Лебеды младшего, относящееся к 1860-м годам. Ружье комбинированное, один ствол нарезной, причем предположительно изначально оно было игольчатой системы. В отличие от системы Дау и ружья Штурма предохранитель в нем устроен иначе и находится сверху шейки ложи.
При беглом осмотре ружья обнаружились следы реставрации, в том числе и воронение дамасских стволов, причем узор был практически сошлифован. Колодка была покрыта слоем никеля по медному подслою. Такое покрытие не подходит к солидному изделию и "дешевит" его, хотя никелирование тогда входило в моду (никелировали утварь, револьверы, кровати…), но никелированных колодок у старых ружей я не видел. Но возможно, я и ошибся, посчитав это неудачной реставрацией, так как через полгода после знакомства с этим ружьем я встретился с молодым человеком, который показал фото другого, аналогичного ружья с поврежденным рычагом управления затвором, похожего на первое, того же 10 калибра и тоже без клейма, но номер его был уже четырехзначный. Колодка была тоже покрыта никелем. Так что это не прихоть реставратора, а, вероятно, замысел автора. По моему мнению, такие ружья представляют собой значительную историческую ценность.