Каждому охотнику — "его" ружье!
Наибольшего развития данная концепция охотничьего ружья достигла на Британских островах к началу XX ст. Следствием такой селекции стали ружья, предназначенные для стрельбы влет, изготовлявшиеся преимущественно по заказу — под физические характеристики конкретных стрелков. Наиболее заметным внешне признаком такой концепции является прямая шейка ложи, свойственная классическим английским ружьям. Сегодня ружья высшего класса, как и сто лет назад, остаются малодоступными основной массе охотников. Впрочем, средний охотник в них и не нуждается в силу их специализированности.
Континентальные (европейские) оружейники из типично "ружейных" стран, таких как Франция, Бельгия, Россия немало потрудились над обеспечением массовому охотничьему ружью универсальности — пригодности для охоты по пернатой, пушной, а также — копытной дичи. В силу такой универсальности "континентальное" ружье компоновалось преимущественно для стрельбы по фронтально движущимся целям. По этой причине оно, как правило, имеет ложу с шейкой пистолетной формы.
Свой классический период континентальное ружье переживало в первой половине XX ст. Примером такого массового ружья машинной работы достаточно высокого качества являются "зульские" модели немецких фирм Sauer & Sohn, Haenel, Simson. Они хорошо знакомы старшему поколению отечественных охотников. В послевоенный период дизайн именно этих ружей послужил основой для целого ряда моделей российского и турецкого производства.
К сожалению, в СССР развитие одновременно массовых и качественных двуствольных ружей с горизонтальным блоком стволов фактически остановилось на модели ИЖ-54. Появление последующих моделей ИЖ 58 и ИЖ-26 свидетельствовало об экономической невозможности в условиях "планового хозяйства" СССР совместить приемлемое качество (ИЖ-26) и доступную цену (ИЖ-58). Потребителю была искусственно навязана концепция универсальных "бокфлинтов", представленных ружьями нового поколения ИЖ-27 и ТОЗ-34. Данная маркетинговая политика привела к дефициту на рынке ружей с горизонтальным расположением стволов. Долгое время спрос на такие ружья удовлетворялся за счет комиссионной торговли. Подобная ситуация первоначально была свойственна и украинскому рынку, когда массовый спрос удовлетворялся и массовым — без особого разбора, предложением. Однако, в меру насыщения рынка, образовалось "перепредложение" ружей наиболее "популярных" (массовых) моделей. Чтобы продавать в таких условиях, необходимо было отыскивать на рынке отдельные незаполненные ниши, а среди потребителей — группы пользователей с особыми требованиями. Самой массовой из таких групп, следом за потребителями "вертикалок" и "автоматов", являются любители "горизонталок". Предложение торговлей ружей, отвечающих потребностям конкретных охотников, всегда найдет спрос у потребителя. Как показывает практика, данная концепция успешно работает и в условиях рецессии, когда спрос на рынке сокращается, прежде всего, за счет массового "безадресного", предназначенного "для всех", сегмента предложения. Здесь, как правило, преимущество принадлежит средним предприятиям, самостоятельно завозящим оружие и объективно ограниченным в объеме ввозимых партий. Условно говоря, им проще привезти по десять разных ружей, чем сто одинаковых. Куда менее свободными в предложении являются местные дилеры крупных отечественных дистрибьюторов. Сейчас им нужно избавиться от массово, с большой скидкой, централизованно завезенных и распределенных по регионам ружей немногих моделей и исполнений. Жертвами такого "маркетинга" являемся мы — потребители. Вспомним недавние времена, когда сплошь предлагался, например, товар от Benelli.
Примером куда более успешной маркетинговой политики в украинском оружейном бизнесе является деятельность СПО "Бастион". В сезоне 2008-2009 гг. это предприятие предлагает украинским охотникам новую коллекцию ружей "Хуглу".