Владимир САРАТОВ, иллюстрации предоставлены автором
"Лодка возвращалась домой немного усталой от дальней дороги. Скорее всего это была даже не усталость, а хорошее спокойное чувство, которое всегда появляется, когда ожидание оправдывает себя". Анатолий Онегов "Следы на воде"
Bремя от времени, особенно зимой, приятно пересматривать фотографии прежних лет. Просто черно-белые, они хранят дорогие сердцу образы людей и природы. Вот на одной трое молодых мужчин с рюкзаками за плечами, спиннингами и сумками в руках, бодро шагают, улыбаясь, по подольской улочке к причалу. Вот они же в весельной лодке плывут по Днепру, а на этой — сидят под брезентовым пологом, пережидая дождь. У одного в руке ружье — это мой отец. Он иногда рассказывал об этой поездке, но немного, я же почему-то не очень расспрашивал. Но отыскалась записная книжечка, и с ее страниц ожили дни того путешествия. В нем не было сногсшибательного улова рыбы или вязанок сбитой дичи. Было просто плаванье по реке среди природы, а это всегда интересно. Молодые люди, соединенные дружбой, пережившие смерть войны и голод разрухи, радовались жизни и весело шли ее дорогами. Со странички на страничку переходят ровные карандашные строки, уводя за собой в путь.
"28 июля, четверг. На буксире за баржей "Эстония" в 16 часов вышли из Киева. Вот уже позади Петровский мост. Через час миновали устье Десны. Белые чайки над ширью Днепра, песчаные берега сходятся вдали за кормой. Вечереет. Красное солнце уходит за горизонт темнеющих лесов. Опустилась тихая темная ночь. Речная вода журчит под днищем.
29.07. Два часа ночи. Пристань Домантово. Вдруг слышен жуткий треск — нашу лодку прижало к барже. На правом борту верхняя доска треснула вдоль и отошла. Три шпангоута лопнули, средняя скамейка переломилась пополам, передняя — проломила торцом левый борт. Быстро перегружаем вещи на баржу, подтягиваем лодку кормой вперед и так продолжаем путь дальше. В полдень с покалеченной лодкой выгружаемся в старике у с. Ново-Шепеличи.
Дед-сторож на пристани, ему 90 лет, привел мастера чинить лодку. Тот посмотрел и ушел, сказав, что принесет доски. Александр Иванович и Валентин Михайлович отправились, пока суд да дело, на рыбалку. Василий Герасимович стал мастерить "дорожку". Я сижу у наших вещей, жду возвращения мастера. Подошел местный рыбак. Вчера он взял на дорожку щуку восемь килограмм триста грамм! В заливе есть окунь, говорит, идет на удочку, в Припяти ловят сомов на "квок" по ямам.
Уже час дня. Небольшой ветер, кучевые облачка, солнце прижаривает. Наша лодка лежит на песке. Левый борт разорван на 2,5 м, правый — на 4 м! Вернулись с рыбалки А.И. и В.М. Спиннингами они поймали 8 окуньков — первая рыбка.
Мастер не возвращается. Пошли к другому. Он запросил 150 рублей, мы не согласились. Отправились искать первого, предварительно достав доску-шилевку длиной 6,5 м. За 50 рублей согласился делать ремонт.
Утром 30.07 дед-мастер начал работать. Я и В.Г. посмотрели и взяли дело в свои руки. Видно, что дед не знает как следует дела. Я вырезал поврежденные доски бортов, В.Г. подготовил новые.
В.М. и А.И. ходили спиннинговать. Принесли трех окуньков и двух щучек, все мелочь. Я побросал в заливе с нашего челна, попался окунек — это не клев.
С полудня, вернее с 14 часов, начался дождь, но наш "титаник" мы почти успели отремонтировать, зашив борта новыми досками. Вечером дед проконопатил все пазы.
Дождь лил всю ночь. Спали мы в балагане, сделанном из брезентового полотнища 2,7 на 3 м, растянутом на трех веслах у сельского забора. Спать было сыро и холодно, подмокли с краю. Но мы не унываем — впереди путешествие, охота, рыбалка. Обед и чай приготовили на костре, разведенном почти что в балагане.
Утром и днем наблюдал жизнь реки. На берег приходили дети, забирались в причаленные лодки. Мальчишки удили ершей и окуньков. Девочки наблюдали за ловлей, подавали червяков, смотрели на ремонт лодки. Одна бабка, у которой купили молока, сказала: "Долго пришлось мне дудеть в рожок, покуда перевезли с того берега", — она там сгребала сено. Другая, у нее купили огурцов, спросила у В.М.: "Скажите, вас сюда прислали, или вы сами приехали?"
31.07. Утром все пересортировали, вещи упаковали, продукты сложили в фанерный ящик, погрузили все в лодку, кое-что — в наш челнок и в 11 часов отплыли. До Киева по воде почти 200 км. Путешествие начинается! В него отправляюсь с радостью — это новый мир, встречи, яркие чувства, музыка впечатлений, новые горизонты и манящая тайна за ними.
Немного поднявшись по Припяти, мы поплыли по старику длиной километров в 12, проходящему мимо с. Красное на левом берегу и выходящему в Припять в 2 км выше железнодорожного моста в Янове. Плыть стариком нам посоветовали рыбаки в Ново-Шепеличах. Первую остановку сделали на полпути до ж. д. моста, у протоки, идущей из озера. На песке среди лозняка, на согнутых прутьях растянули наш брезент, две рогульки с поперечиной установили на месте костра. Перенесли из лодки и челнока нужные вещи. В.М. и А.И. разведали озеро. Оно с одной стороны сильно заросшее, но все же им удалось поймать по 3-5 щучек. У встреченного пастуха разузнали, что ниже ж. д. моста слева будет Зимовский старик и озера, где хорошая ловля блесной. Потом — Кошовская старуха и большое озеро, обросшее тростником. Ближе к устью Припяти между селами Ладыжичи и Оташев на левом берегу есть рыбацкий "Алексеев стан". Там хорошие озера для рыбалки и охоты.
1 августа. Утренняя заря распахнула сверкающие крылья, спеша навстречу восходящему солнцу. Его алый диск торжественно всплывал из синей дымки. Начинался наш новый день. В 9:30 мы покинули место ночлега и через 8 часов пристали у леса на правом берегу Припяти, километрах в двух от с. Лелев. По пути два раза останавливались. Первый раз на выходе старика. Там спиннинговали, но только А.И. вытащил щупачка. У мыса очень быстрое течение. Рыба тут, конечно, есть, но прибыль воды мешает клеву. Вторую остановку делали на гатке у с. Подгорцы. Глубина умеренная, но довольно сильное течение. Там В.М. на колеблющуюся блесну, удивительно, поймал крупную чехонь. Я и А.И. — по окуню, а В.Г. "дорожил" на челне и взял щуку на полтора кило. Заночевали выше с. Лелев в небольшом заливе напротив острова. В этом заливе А.И. и В.М. поймали трех щук по кило. Я охотился (охота тогда открывалась с 1.08 и разрешалась каждый день недели). На соседнем заросшем озере с подрыва сбил чирка. Бродил краем. Поднимались еще чирки. Два раза стрелял по кряквам. Вечером утка летала мало, и выстрелить не пришлось. Ночью прошел дождь.
2.08. Утром отчалили в 8:20. По пути ловили на гатке. В.М. поймал щучку. В соседних озерах у нас три схода щук. Я отор