В этом году урожай ягод был плохой, уродила только красная рябина, немного морошки и черники, а вот брусники и клюквы почти и не было. Я решил поискать чернику на острове Тумищ, площадь которого составляла около 8-10 кв. км.
Достаточно долго походив по острову в поисках ягод, я вышел на полянку, где стали попадаться редкие кустики черники. Переходя поляну, я услышал странный звук, похожий на какое то мычание-рычание. Эти звуки очень напоминали мычание коровы, но коров здесь точно нет и быть не должно. Приглядевшись, я увидел в редколесье в 25-30 метрах хозяина леса — медведя.
Он был внушительных размеров, стоял на задних лапах и периодически издавал не слишком приятные для человеческого слуха звуки. Мгновенный инстинкт подсказывал, что нельзя ни в коем случае бежать, а еще мне рассказывали, что при встрече с медведем надо стать на камень или любую другую возвышенность, чтобы казаться выше него, и стараться как можно громче кричать. Я набрал побольше воздуха в легкие и закричал что есть мочи, стараясь издать устрашающий звук. Но медведь как стоял на задних лапах, так и продолжал стоять и даже не собирался уходить, и при этом издавал глухое рычание. На левом плече у меня висело ружье 16-го калибра, заряженное дробью №3, но в правом накладном кармане на всякий случай лежало два патрона с пулей. Но к счастью, применять оружие не пришлось. В мыслях я желал медведю прожить лет 100 — главное, чтобы меня не трогал.
Я еще несколько раз крикнул для устрашения мохнатого зверя, а он в ответ рявкал, не сходя со своего места. Я понял, что он лакомился ягодами и не собирался уходить. Пришлось повернуть в сторону на 90°, и я потихоньку стал отходить, при этом периодически покрикивая, а медведь, тоже не покидая своего места, продолжал рычать. Так мне пришлось отказаться от продолжения поиска ягод в этом районе, и я ушел, а медведь остался собирать чернику, набирая жиру на зимнюю спячку.
Все мое тело в эти минуты было наполнено адреналином, и когда я отошел подальше от этого места и пришел в себя — наступило ликование. Ведь я его видел, ведь я с ним общался, я кричал, а он рычал мне в ответ, и мы мирно разошлись в разные стороны. Это его территория — он здесь хозяин, а я был его гостем.
Карелия, Белое море, остров Тумищ.
Сентябрь 2009.