На страницах современной украинской охотничьей периодики последнее время появились материалы о многозарядных гладкоствольных ружьях, к которым относятся и помповые системы. Не буду отрицать, и я грешен, так как приложил к этому свою руку. Конечно, многозарядность большое достоинство оружия, но не о нем сегодня пойдет речь.
Если вы бываете в оружейных магазинах, то видели, что в витринах вместе с моделями современных многозарядных конструкций, идущих в ногу с техническим и научным прогрессом, охотникам предлагают широко выпускаемые в настоящее время и достигшие возможного на нашем уровне совершенства, двуствольные и одноствольные однозарядные системы, которые продолжают использоваться с успехом в современной охоте и под дробовой, и под современный гладкоствольный пулевой боеприпасы.
Признайтесь, господа, кто-нибудь из вас пытался осмыслить подобное положение дел? Почему вроде бы устаревшие системы не уступают до конца своего места передовому и перспективному? Именно о роли двуствольных и одноствольных однозарядных ружей в современной нам с вами охоте я и хотел бы сказать несколько слов. А если точнее, вынести на суд читателей журнала свои мысли по поводу поднимаемой темы. Но сразу отмечу, кое-что из сказанного сегодня многим, конечно, уже известно, ведь эта тема не нова.
Стремясь улучшить результаты охот способностью огнестрельного оружия производить подряд, друг за другом, более одного выстрела, тем самым, увеличивая возможности охотника, создали в свое время двуствольные ружья: два выстрела лучше одного. Используя на охоте двустволку, вы повышаете свой шанс на успех ровно вдвое, в сравнении с одностволкой. А уже в XIX веке, решая все ту же проблему скорострельности, оружейники разработали многозарядные системы, как нарезные, так и гладкоствольные. Последние с успехом начали применяться в практических охотах, так как многозарядность способствовала расширению возможностей стрелка. Эти системы уверенно потеснили однозарядные одностволки и двустволки, прочно заняв свое место в арсенале охотников.
Популярность и использование многозарядных гладкоствольных ружей в охотах того времени имело свои предпосылки, чему причиной были громадные, не обжитые человеком территории. Вспомните, еще только шло освоение Дикого Запада США, насаждалась европейская культура в колониальных странах Азии и Африки. И на нетронутых просторах этих континентов существовало множество диких животных и птиц, прекрасных объектов охоты, на которых она и велась целенаправленно. Вспомните произведения авторов колониальной эпохи, таких как, например, Хантер. Охотясь на какой-нибудь определенный вид дичи, стрелять приходится одинаковыми, или одними и теми же, боеприпасами, а в этом случае "многозарядки" выигрывают значительным запасом патронов в своем магазине и позволяют провести подряд даже не два, а несколько выстрелов.
Но Европа с ее высокой плотностью населения, меньшим количеством дичи в угодьях, стойкими охотничьими традициями, отражающими уровень общей культуры и культуры охоты в частности, а так же более совершенным охотничьим законодательством продолжала отдавать предпочтение старым добрым двустволкам, которые выпускались очень широко, а оружейники продолжали совершенствовать их конструкции. И хотя многозарядные гладкоствольные ружья начали завоевывать и европейский рынок, двустволки стойко удерживали свои позиции. Думаю, причина понятна и вам, но рассмотрим этот вопрос подробнее.