Законодательная база Украины в отношении оружия, его приобретения, изготовления и применения все так же нуждается в дорабтке сегодня, как и двенадать лет тому назад. И все меньше профессиональных охотников и оружейных мастеров надеяться на принятие более правильного с их точки зрения проекта Закона Украины "Об оружии". Если отбросить сарказм, при последних трех правительствах мы видели множество законопроектов, но ни один из них так и не был принят.
Что думают по этому поводу профессионалы? Автор встретилась с двумя мастерами: по огнестрельному оружию, пожелавшего остаться неизвестным (далее Х) и по холодному оружию — мастер Анатолий Лавриненко, творческая мастерская "Феникс", г. Полтава ( далее А).
— Если прочитать определние оружия в законах, получается, что оно — предмет воздействия и не более. Мастера же никогда не называют свое творение предметом. А Вы?
(А)— Уверен, что у любого оружия есть своя железная душа. Клинковое оружие, огнестрельное оружие — они требуют определенного отношения и настроения при создании. Не к серийному, а к мастеровому оружию я отношусь трепетно, Поэтому никогда не стал бы начинать работу в плохом настроении.
(Х) — Согласен, я даже каждой модели своих ружей даю название, так, чтобы второго такого образца не было.
— Это правда, что любовь к оружию у мужчин заложена, чтобы не сказать "генетически", — с самого детства?
(А) — Да. У меня вообще интересный подход к этой теме получился. Как и многие мальчишки, делал ножички из гвоздиков, а потом, уже учась в техникуме, очень увлекся резьбой по дереву. Тут возникла проблема — где и как достать качественный инструмент. Вот и вспомнилось детство — пришлось самому изготавливать всевозможные резцы, косячки. Позже познакомился с Петром Федорякой и стал кузнецом.
(Х) — У меня все сложилось иначе. Сначала стал охотником, а после того, как увидел немецкое ружье с резьбой и гравировкой — прямо заболел идеей создать свою авторскую охотничью модель.
— Как Вы оцениваете состояние оружейного рынка Украины в настоящее время?
(А) — С холодным оружием можно констатировать прогресс — много мастеров, выставок, информационной базы, совсем не так, как 5-10 лет назад. Сегодня к нам приходят новые технологии. Например, та же техника "Mokume-gane", изобретенная японцем Denbei Shoami в 1651-1728 гг., уже популярна в Украине. (Справка: "Mokume-gane" — композитный материал с использованием различных цветных металлов: серебро, бронза, мельхиор и т.д по принципу дамасской стали ).
(Х) — По охотничьему оружию ситуация намного хуже, практически 90% привозное, при том, что спрос был и остается высоким — мастеров просто нет. Из тех, с кем я знаком — все работают "в тени", практически нелегально. Я, например, трачу на одно ружье около 6 месяцев, так что получается в год — всего два, но зато идеальные.
— А по законодательной оружейной базе что думаете?
(А) — Любые ограничения, лицензирование и т.п. — это плохо для всех, кроме бюрократов. Получается, что "клинковых" мастеров поставили в тупиковую ситуацию. Идеальный вариант законов, я думаю, принят в Чехии, поскольку только там статус оружия определяется по факту применения. Скажем, если человека закололи вилкой — она и попадает в ранг холодного оружия.
(Х) — Я постоянно собираю информацию по другим странам. Например, Вторая поправка Конституции США гласит: "... право людей на хранение и ношение оружия не должно ущемляться". Своим конституционным правом пользуются 7 из 10 взрослых американцев, на руках около 150 миллионов единиц оружия. Городское управление г. Кеннеасо (Джорджия) обязало глав домашних хозяйств держать по крайней мере одну единицу огнестрельного оружия. За 16 лет применения этого акта в городе произошло три убийства: два с использованием ножа (1984 и 1987) и одно с использованием огнестрельного оружия (1987).
— Если оружейные мастера загнаны в угол, что вы предлагаете, как вариант решения проблемы?
(А) — Посмотрите последнюю поправку Уголовного Кодекса Украины по холодному оружию — там убрали твердость клинка, о чем еще говорить? Сравните боевые качества топора и ножа, учтите криминальную статистику, где около 100% бытовых ранений получены с применением бытового кухонного ножа — и получается, что законы написаны неправильно. В идеале холодное авторское оружие — произведение искусства, которое приобретают знатоки для того, чтобы наслаждаться, а не убивать. В итоге страдает рынок авторского оружия, потому что мастера, как ни старайся, официально работать все просто не cмогут.
(Х) — Сколько бы ни говорили, что оружие абсолютное зло и главный фактор насилия, факты и криминальная статистика подтверждают — легальное присутствие огнестрельного оружия повышает уровень общественного порядка и безопасности во многих странах мира. Одна мысль о том, что человек вооружен, заставляет преступников отступить, а значит — не совершить задуманное преступление. Большинство нападающих, при угрозе получить пулю в ответ, скорее ретируется, чем продолжат нападение.
— Получается, выход один — кардинальное изменение Законодательства об оружии. А чего еще не хватает мастерам?
(А) — Мало выставок по холодному оружию. Больших, чтобы и мастера смогли пообщаться и люди увидели насколько притягательно и красиво холодное оружие, насколько тонкая работа в оформлении.
(Х) — В Украине изначально отсутствует две проблемные вещи — культура обращения со спиртными напитками и правильное воспитание в отношении огнестрельного оружия. С детства пацанва знает, что это нельзя, можно только военным, милиционерам да охотникам. А, если бы лекции почитали по истории оружия, в музей сводили, в тиры, на стрелковые комплексы свозили — уверен новое поколение "зауважало" бы оружие, ведь здоровый интерес, который продиктован разумом намного сильнее инстинктов.
— И напоследок, о чем мечтают в профессиональном плане оружейники?
(А) — Планирую заняться дамасском. Даст Бог, поменяются законы и можно будет сотворить не художественное изделие, а настоящий клинок.
(Х) — "В тени" работать тяжело, постоянно перестраховываешься с поставщиками комплектующих, с покупателями, находишься в состоянии постоянного компромисса желания создавать и не потерять свободу... А хотелось бы взять свое ружье показать другим — в Украине, мол, нормальные мастера тоже имеются. Свобода выбора дает людям право совершать ошибки, но антипод свободе выглядит во сто крат хуже. Мудрые люди говорят, что надежда умирает последней… Главное, чтобы не при нас.
P.S. За время проведения интервью Анатолий Лавриненко изготовил сувенир на память, фото которого представлено в заголовке статьи. Жаль, что я не могу даже и подумать о приобретении авторских работ этих мастеров. Слишком хлопотная затея.