Взвешенный подход к выбору модели лодки для производства не оставил никаких сомнений специалистам фирмы "УМС-Бот" — это обязательно должна быть лодка "Язь".
Именно ее бесспорные достоинства послужили основой для принятия решения о возобновлении выпуска этой, без сомнения, самой популярной на территории СНГ модели. Сегодня каждый желающий может приобрести модель под красивым именем "Язь", получив при этом полуторагодовую гарантию, подобрав желаемый цвет и комплектацию.
Трудно найти на Украине рыбака или охотника, который не знал бы гребную лодку "Язь". Да и вообще, большая часть населения нашей родины в той или иной степени знакома с лодкой этой модели и не потому, что гребных лодок других моделей нет, а потому, что "Язь" наиболее оптимален для отдыха, рыбалки и охоты.
Основная задача, которая ставилась при разработке этой лодки — создание достаточно простого по конструкции, технологичного, неприхотливого в эксплуатации гребного судна, пригодного для использования с подвесным мотором небольшой мощности. Лодка удалась на славу. Судите сами: при достаточно интенсивной эксплуатации "Язи", выпущенные 15 и более лет назад, продолжают служить верой и правдой своим хозяевам. Секрет долголетия заключается, с одной стороны, в материале — все части лодки изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМг5М, который обладает повышенной коррозийной стойкостью; с другой — в жесткости корпуса клепаной конструкции, который построен по смешанной системе набора с двумя флорами, один из которых служит упором для ног при гребле. Еще большую жесткость корпусу придают носовая, кормовая и бортовые банки, а также жесткое поперечное сидение, соединенные в единое целое. Обшивка корпуса толщиной 1,5 мм состоит из пяти частей. Соединение днища и борта на скуле образует редан-брызгоотбойник. К днищу вдоль киля приклепаны два продольных редана от места перехода днища в носовую часть до кормы, которые вместе с достаточно мощными килем и форштевнем (общая толщина 6 мм) также увеличивают жесткость корпуса. Герметичность в соединениях обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты и уплотнительной замазкой. Достаточно прочный транец усилен задней банкой и 25-миллиметровой транцевой сосновой доской, пропитанной специальным составом против гниения.
Корпус лодки расширяется в верхней части (т.е. борта лодки сделаны с развалом), поперечные сечения корпуса достаточно полные, с плоскими участками днища и киля. Такая конструкция делает лодку остойчивой.
Круглоскулые обводы "Язя" со скуловыми реданами – брызгоотбойниками уменьшают забрызгивание кокпита и заметно улучшают ходовые качества, помогая лодке преодолеть встречную волну. Два продольных редана, расположенные на днище, повышают остойчивость, уменьшают продольную и бортовую качку, а на ходу препятствуют крену на борт, повышают устойчивость лодки на курсе, сокращают радиус циркуляции.
"Язь" обладает хорошими мореходными качествами, устойчив на волне и остойчив на якорной стоянке. Последнее позволяет стоя стрелять или забрасывать спиннинг, вываживать пойманную рыбу. Лодка легко управляема "под мотором" и на веслах, не склонна к дрейфу, ее парусность невелика. Однако никогда нельзя забывать, что "Язь" — легкая лодка — неосторожность и неоправданный риск порой приводят к трагическим последствиям. Особого внимания требует ход на попутном волнении как на веслах, так и с мотором.
Как и на любом водоизмещающем судне, устанавливать на "Язь" излишне мощный мотор смысла нет: обвод корпуса не позволяет выйти на глиссирование — лодка сядет кормой. К тому же установка мощного мотора небезопасна: лодка может опрокинуться. Следует также учитывать, что при малой загрузке (или неправильном распределении груза) "под мотором" "Язь" получает значительный дифферент на корму, т.к. двигатель, бензобак и — главное — судоводитель находятся на корме. Любую небольшую гребную или моторную лодку необходимо равномерно загружать. Правильная загрузка — залог хорошего хода.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, размещенными под носовой, кормовой и бортовыми банками, что позволяет ей оставаться на поверхности при заполнении корпуса водой. При этом лодка удерживает трех человек, находящихся в воде и держащихся за ее борта. "Язь" имеет достаточный запас плавучести (высота борта на миделе — 0,48 м, высота транца — 0,4 м, при полной загрузке расстояние от грузовой ватерлинии до верхней кромки борта составляет 0,22 м), что дает возможность эксплуатировать лодку с полной загрузкой при высоте волны до 0,25 м. Судно пригодно для рыбной ловли и охоты не только на закрытых водоемах, но и в прибрежной зоне больших рек и водохранилищ. Кокпит лодки, оборудованный жестким поперечным сидением, передней, задней и боковыми банками, удобен как для рыбалки, так и для охоты.
В лодке достаточно места для двух человек, оружия, снастей, снаряжения; найдется место и для четвероногого друга. На охоте маскировка лодки не займет много времени. Небольшая осадка позволит преодолеть мелководье и заросли водной растительности.
Гребная лодка "Язь"
Длина наибольшая, м | 3,16 |
Ширина наибольшая, м | 1,42 |
Высота борта на миделе, м | 0,48 |
Высота транца, м | 0,4 |
Угол внешней килеватости днища на миделе, град. | 8 |
Масса лодки с оборудованием и снабжением, кг | 55 ± 5 |
Масса корпуса лодки, кг | 46 ± 2 |
Грузоподъемность, кг | 250 |
Пассажировместимость, чел | 3 |
Максимально допустимая мощность подвесного мотора, л.с. | 8 |
Материал корпуса | Амг5М (алюминиево-магниевый сплав) |
Толщина обшивки корпуса, мм | 1,5 |
Лодка снабжена веслами | 2 шт. |