О занятиях населения Киевской Руси охотой свидетельствуют летописные легенды об основании города Киева. По одному из трех вариантов легенды основатели Киева — князья Кий, Щек и Хорив, занимаясь, как и все славянские племена, ловлей зверей, обнаружили эту приднепровскую возвышенность, где "бяше лес и бор велик и бяху ловяще зверь", и основали здесь (в VII-VIII веке) вблизи угодий, удобных для звериных "ловов", город.
Из этих же летописных источников мы узнаем, что князь Игорь Рюрикович значительно расширил район охотничьей деятельности. Его уже не удовлетворяли "Киевские ловища", и он часто отправлялся "деять ловы" к Пскову и его окрестностям.
Данные летописей подтверждают, что охота в тот период была не только любимейшим занятием киевских князей, но она была важным промыслом народа, прибыльной статьей для большинства населения.
Констатируя важное значение охотничьего промысла как мясного, так и мехозаготовительного в древней Руси, следует указать, что такое же положение оставалось еще длительное время, о чем ярко свидетельствуют многочисленные материалы и документы, сохранившиеся до наших дней в виде различных летописных сказаний, актов, договорных грамот и др. По свидетельству летописца Нестора, княгиня Ольга после победы над древлянами (в 945 году) производила на захваченных землях "ловы" вместе со своим сыном Святославом, несмотря на то, что она владела "ловищами и перевесищами" вдоль Днепра и Десны. "Ловища ея,— говорит летописец,— суть по всей земли, знамянья и места и повосты... и по Днепру перевесища и по Десне".
Дань, которой облагали князья свой народ и покоренные племена, в основном слагалась из шкур разных зверей. Так Олег, покорив в 883 году поселившиеся вдоль Днепра славянские племена, "примучил их" (поступил с ними, как завоеватель) и обложил данью — по шкурке черной куницы от каждого жилья.
Если учесть, что соседние восточные племена: поляне и северяне также платили дань мехами, как об этом говорит летопись: "Козара имаху на Полянех и на Северех и на Вятичех имаху по белей веверице от каждаго дыма", то станет совершенно очевидным, что охотничий промысел на Киевской Руси был одним из существенных занятий населения.
Хотя в летописях, актах и грамотах большинство фактов, связанных с охотничьим промыслом, отражают, главным образом, эпизоды или события из жизни князей и очень мало говорится об охотничьем промысле народа, однако даже и эти крайне скудные данные, сохранившиеся до наших дней, проливают свет на значение охотничьего промысла для массы простых людей, которые, кроме удовлетворения собственных нужд, должны были платить большие налоги своим князьям, оплачивать дань временным завоевателям, нести различные другие повинности, расплачиваясь за все преимущественно шкурами диких зверей — белок (вевериц, белей) куниц (кун), лисиц и очевидно норок (черных куниц).
Когда меха приобрели роль платежного средства — денег, князья часто захватывали лучшие охотничьи угодья, лишая народ особо добычливых мест, в связи с чем возникали народные восстания, которые нередко кончались разорением княжеской казны и захватом складов пушнины и даже изгнанием своего князя.