Алексей МОРОЗОВ Иллюстрации предоставлены автором
Одной из основных геополитических тенденций, наметившихся после Второй мировой войны, стало усиление национально-освободительных движений в странах Азии и Африки. Правящие круги Англии, все еще остававшейся на то время крупнейшей колониальной державой, постепенно приходили к пониманию того, что новый мировой порядок требует пересмотра веками складывавшихся внешнеполитических концепций. Не имея возможности (да и не видя особого смысла) сохранять империю в викторианском формате, в 1947 году Великобритания предоставила независимость Индии, после чего процесс деколонизации стал нарастать, как лавина, приняв необратимый характер. Однако англичане, в какой-то мере справедливо, считали себя "в ответе за тех, кого приручили" и там, где это было возможно, старались обеспечить демократическую передачу власти национальным правительствам. Однако в период холодной войны армия Соединенного Королевства — вторая по силе в Североатлантическом альянсе — должна была находиться в постоянной готовности отразить возможное нападение СССР в Европе. Поэтому роль миротворцев, призванных не допустить в получавших независимость колониях кровопролития, подобно случившемуся в Индии, когда за несколько недель осени 1947 года индусы вырезали миллион мусульман, бежавших в только что созданное в северной части бывших английских владений на Индостане исламское государство — Пакистан, была отведена наиболее мобильным и боеспособным частям ВДВ и королевской морской пехоты с их подразделениями спецназначения (САС, СБС), а также — отборным колониальным войскам, таким как непальские гуркхи. И во всех успешных операциях, проводимых силами этих подразделений от Суэцкого канала до Борнео, важная роль отводилась прошедшим специальную подготовку и отлично оснащенным марксменам (в вооруженных силах Соединенного королевства снайперов называют марксменами).
Оман
Более 10 лет бойцы Специальной авиационной службы находились на юге Аравийского полуострова, обучая войска султана Омана приемам и методам контрпартизанской борьбы и принимая непосредственное участие в боевых действиях в Джабель-Ахдар и на плато Дофар. Продуваемые пустынными ветрами плоскогорья Южной Аравии позволяли эффективно использовать снайперов САС для наблюдения за караванными тропами и уничтожения небольших вооруженных отрядов бедуинов и радикальных исламистов, стремившихся просочиться в Оман через границу с Йеменом. Особенно трудно пришлось марксменам Специальной авиационной службы в Дофаре. Побережье Дофара — стена голых скал, мрачных и унылых, как и весь Аравийский полуостров.
Необычный климат гор объясняется тем, что летние юго-западные муссоны несут отяжелевшие от влаги облака вдоль африканского побережья к Аравии. Но на пути к Южному Йемену они проплывают над Африканским рогом — Сомали, земле которого и отдают большую часть воды. Единственный участок аравийского побережья, куда они доходят беспрепятственно, — Дофар. Здесь, в горах Кара, частые летние дожди и туманы орошают плодородные почвы, на которых растут травы, фасоль, маис, маниока, редкие в Аравии кокосовые пальмы, мирт, белый жасмин, акация, а вдоль ручьев — мимозы, ивы, смоковницы. В горах есть даже маленькие озера, окруженные тропической растительностью. Горы Кара на западе начинаются у моря, в районе Салалы они отступают от побережья километров на пятнадцать, а еще дальше, всего лишь километров через двадцать, переходят в бесплодную и безводную пустыню Руб-эль-Хали. Население Дофара неоднородно. На побережье в основном живут арабы, правда со значительным числом африканцев и мулатов. Жители гор — смешанной расы, хотя там немало и чистокровных арабов. Себя они называют кара. Это едва ли не самое отсталое население на всем Ближнем Востоке. Возможно, что они — потомки уцелевших абиссинских христиан, которые вторгались в Юго-Западную Аравию накануне появления ислама. Как сотни лет назад, кара обитали в низеньких хижинах, сделанных из сучьев, обмазанных грязью, или в пещерах. Они невысоки ростом и очень выносливы. Мужчина кара безбороды, а свои смазанные жиром волосы заплетают в длинные косички, схваченные кожаным ремешком, и обертывают несколько раз вокруг головы. Любимый цвет их одежды — индиго. Но мужская одежда обычно — лишь короткая черная юбка, что делает кара немного похожими на шотландцев.