Главная / 2012 / Оружие и охота №12

Британские снайперы

Алексей МОРОЗОВ Иллюстрации предоставлены автором

Британские снайперы

Одной из основных геополитических тенденций, наметившихся после Второй мировой войны, стало усиление национально-освободительных движений в странах Азии и Африки. Правящие круги Англии, все еще остававшейся на то время крупнейшей колониальной державой, постепенно приходили к пониманию того, что новый мировой порядок требует пересмотра веками складывавшихся внешнеполитических концепций. Не имея возможности (да и не видя особого смысла) сохранять империю в викторианском формате, в 1947 году Великобритания предоставила независимость Индии, после чего процесс деколонизации стал нарастать, как лавина, приняв необратимый характер. Однако англичане, в какой-то мере справедливо, считали себя "в ответе за тех, кого приручили" и там, где это было возможно, старались обеспечить демократическую передачу власти национальным правительствам. Однако в период холодной войны армия Соединенного Королевства — вторая по силе в Североатлантическом альянсе — должна была находиться в постоянной готовности отразить возможное нападение СССР в Европе. Поэтому роль миротворцев, призванных не допустить в получавших независимость колониях кровопролития, подобно случившемуся в Индии, когда за несколько недель осени 1947 года индусы вырезали миллион мусульман, бежавших в только что созданное в северной части бывших английских владений на Индостане исламское государство — Пакистан, была отведена наиболее мобильным и боеспособным частям ВДВ и королевской морской пехоты с их подразделениями спецназначения (САС, СБС), а также — отборным колониальным войскам, таким как непальские гуркхи. И во всех успешных операциях, проводимых силами этих подразделений от Суэцкого канала до Борнео, важная роль отводилась прошедшим специальную подготовку и отлично оснащенным марксменам (в вооруженных силах Соединенного королевства снайперов называют марксменами).

Британские снайперы

Оман

Более 10 лет бойцы Специальной авиационной службы находились на юге Аравийского полуострова, обучая войска султана Омана приемам и методам контрпартизанской борьбы и принимая непосредственное участие в боевых действиях в Джабель-Ахдар и на плато Дофар. Продуваемые пустынными ветрами плоскогорья Южной Аравии позволяли эффективно использовать снайперов САС для наблюдения за караванными тропами и уничтожения небольших вооруженных отрядов бедуинов и радикальных исламистов, стремившихся просочиться в Оман через границу с Йеменом. Особенно трудно пришлось марксменам Специальной авиационной службы в Дофаре. Побережье Дофара — стена голых скал, мрачных и унылых, как и весь Аравийский полуостров.

Необычный климат гор объясняется тем, что летние юго-западные муссоны несут отяжелевшие от влаги облака вдоль африканского побережья к Аравии. Но на пути к Южному Йемену они проплывают над Африканским рогом — Сомали, земле которого и отдают большую часть воды. Единственный участок аравийского побережья, куда они доходят беспрепятственно, — Дофар. Здесь, в горах Кара, частые летние дожди и туманы орошают плодородные почвы, на которых растут травы, фасоль, маис, маниока, редкие в Аравии кокосовые пальмы, мирт, белый жасмин, акация, а вдоль ручьев — мимозы, ивы, смоковницы. В горах есть даже маленькие озера, окруженные тропической растительностью. Горы Кара на западе начинаются у моря, в районе Салалы они отступают от побережья километров на пятнадцать, а еще дальше, всего лишь километров через двадцать, переходят в бесплодную и безводную пустыню Руб-эль-Хали. Население Дофара неоднородно. На побережье в основном живут арабы, правда со значительным числом африканцев и мулатов. Жители гор — смешанной расы, хотя там немало и чистокровных арабов. Себя они называют кара. Это едва ли не самое отсталое население на всем Ближнем Востоке. Возможно, что они — потомки уцелевших абиссинских христиан, которые вторгались в Юго-Западную Аравию накануне появления ислама. Как сотни лет назад, кара обитали в низеньких хижинах, сделанных из сучьев, обмазанных грязью, или в пещерах. Они невысоки ростом и очень выносливы. Мужчина кара безбороды, а свои смазанные жиром волосы заплетают в длинные косички, схваченные кожаным ремешком, и обертывают несколько раз вокруг головы. Любимый цвет их одежды — индиго. Но мужская одежда обычно — лишь короткая черная юбка, что делает кара немного похожими на шотландцев.