Главная / 2000 / Оружие и охота №10

Великий изобретатель


Сергей Гаврилович Симонов родился 4 октября 1894 г. в деревне Федотово, что на Владимирщине. В 1907 г. окончил начальную сельскую школу. В 1912–1916 гг. работал слесарем. В 1917 г. поступил слесарем-отладчиком на Ковровский пулеметный завод. Со временем здесь, на заводе, работая под руководством В.Г. Федорова и В.А. Дегтярева, он проявил себя как талантливый изобретатель автоматического оружия. На вооружение армии были приняты его 7,62-мм автоматическая винтовка образца 1936 г. (АВС-36), 14,5-мм самозарядное противотанковое ружье образца 1941 г. и 7,62-мм самозарядный карабин образца 1945 г. (СКС-45). Всего конструктор Симонов разработал более ста образцов стрелкового оружия. С.Г. Симонов награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, Кутузова 2-й степени и многими медалями. Он дважды становился лауреатом Государственной премии СССР, в 1954 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
 

В 30-е годы ХХ в. основным индивидуальным стрелковым оружием пехотинца оставалась магазинная винтовка. Произведенная в 1930 г. модернизация винтовки Мосина образца 1891 г. не решила проблему перевооружения армии автоматической винтовкой. Разработкой опытных образцов автоматических винтовок начали заниматься еще в середине 20-х годов.

Стояла задача создать под 7,62-мм винтовочный патрон образца 1908 г. винтовку, позволяющую вести автоматический и одиночный огонь, оснащенную штыком и магазином на 25 патронов, массой не более 4 кг.

На состоявшихся в январе 1926 г. первых конкурсных испытаниях свои образцы автоматических винтовок представили В. Г. Федоров, В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев, И. Н. Колесников, В. П. Коновалов. По результатам испытаний лучшими были признаны разработки Федорова, Дегтярева и Токарева.

Свою первую модель автоматической винтовки С. Г. Симонов представил в начале 1926 г., но по причине отмеченных недостатков к полигонным испытаниям этот образец допущен не был. Симонов упорно искал новые конструкторские решения. Результаты конкурсных испытаний автоматических винтовок, проводившихся в 1930 г., свидетельствовали о том, что наибольших успехов добились конструкторы С. Г. Симонов и Ф. В. Токарев. В таком творческом соревновании должен был решиться вопрос, чья система будет принята на вооружение армии. Наиболее удачной оказалась автоматическая винтовка Симонова образца 1931 г., действовавшая по принципу отвода пороховых газов. Впервые в оружии этого класса запирание канала ствола осуществлялось клином, перемещавшимся в вертикальных пазах ствольной коробки. Эта конструкция запирания позволила рационально распределить нагрузку на запирающем узле в момент выстрела и уменьшить массу затвора. Ударно-спусковой механизм допускал ведение как одиночного, так и автоматического огня. Магазин коробчатый емкостью 15 патронов. Винтовка была снабжена складным игольчатым четырехгранным штыком.

Во время полигонных испытаний автоматическая винтовка системы Симонова показала прекрасные результаты. Вскоре поступил заказ до 1 января 1934 г. изготовить 100 винтовок специально для войсковых испытаний.

В 1936 г. после доводки некоторых частей и механизмов автоматическая винтовка Симонова (АВС-36) поступила на вооружение.

Создание автоматической винтовки под штатный винтовочный патрон образца 1908 г. явилось большим достижением отечественной оружейной техники. В то время ни в одной армии мира подобного оружия еще не было.

Однако бытовало мнение, что стрелки, вооруженные автоматической винтовкой, будут допускать неоправданно большой расход боеприпасов, снизится точность прицельной стрельбы и т. п. Одним словом, расчет был сделан на "ворошиловских стрелков", поражающих цель первым же выстрелом. Таким образом, участь АВС-36 была предрешена: ее сняли с производства. В следующем, 1939 г. винтовку Симонова заменили самозарядной винтовкой Ф. В. Токарева — СВТ-38, которая после некоторого усовершенствования в 1940 г. стала называться самозарядной винтовкой образца 1940 г. — СВТ-40.1

В предвоенный период из-за недооценивания Наркоматом обороны СССР бронетанкового вооружения германских войск существовало несколько пренебрежительное отношение к противотанковым ружьям (ПТР). В СССР ошибочно полагали, что танки противника имели мощное бронирование (толщиной не менее 60–80 мм), против которого ПТР бессильны. Поэтому развертывание производства ПТР всячески тормозилось. Более того, в начале 1941 г. поступили сведения о том, что немецкая армия якобы проводит срочное перевооружение своих бронетанковых войск танками с броней увеличенной толщины и повышенного качества, оснащенных пушками калибром более 100 мм, против которых советская артиллерия калибра 45–67 мм неэффективна. Несмотря на возражения представителей Наркомата вооружения, производство пушек всех вариантов калибров 45–76 мм свернули, а оборудование демонтировали.

По настоянию начальника Главного артиллерийского управления Г.И. Кулика обсуждался вопрос о целесообразности применения ПТР. 26 августа 1940 г. приняли решение изъять их из системы вооружения. Время было упущено. Начавшаяся война все расставила по своим местам. В армии ощущалась острая необходимость в ПТР, способных поражать танки, толщина брони которых не превышала 45 мм (как выяснилось, на начальном этапе войны, противник применял в основном такие танки).

Рассчитывая на молниеносность войны, командование немецко-фашистских войск бросило в бой значительные танковые силы в качестве ударно-бронированного тарана. Чтобы остановить противника, необходимо было в кратчайшие сроки увеличить выпуск средств противотанковой артиллерии и обеспечить войска ПТР. 8 июля 1941 г. Главному Военному совету вторично было представлено 14,5-мм противотанковое ружье системы Рукавишникова для принятия на вооружение.2 Однако Совет его отклонил из-за сложности конструкции. При развертывании производства в условиях военного времени это имело большое значение. Абсурдной оказалась попытка в качестве временной меры запустить в серийное производство 7,92-мм германское противотанковое ружье РzВ-39, поскольку этой системе были присущи серьезные недостатки: отсутствие экстракции гильзы после выстрела, пробивание капсюля, в результате чего происходил отжиг деталей затвора и ружья выходили из строя после 30–40 выстрелов, а также слабая бронепробиваемость. Кроме того, в июле 1941 г. в мастерских ВТУ им. Баумана было организовано производство магазинного ружья типа "Маузер", переделанного под 12,7 мм патрон ДК.

В июле 1941 г. по заданию правительства к проектированию ПТР привлекли виднейших оружейных конструкторов В.А. Дегтярева и С.Г. Симонова. " cellpadding="0" cellspacing="0" bgculor="#ccccccОсновные ТАКТИКО–технические характеристики ПТРС

Калибр, мм 14,5

Начальная скорость пули, м/с 1012

Масса, кг 20,9 Длина в боевом положении, мм 2140

Степень автоматизации самозарядное

Питание патронами магазинное

К концу июля Дегтярев предложил два варианта 14,5-мм магазинных ПТР, а уже в первых числах августа оба ружья прошли полигонные испытания. По результатам испытаний конструктору предложили устранить выявленные недостатки (главным образом, отказы из-за тугой экстракции гильз) и один из образцов переделать из магазинного в однозарядный. Дегтярев внес изменения и представил новый образец на испытания. Замечательных успехов в проектировании 14,5-мм магазинного самозарядного ПТР добился и С.Г. Симонов.

Его техническое решение оказалось довольно простым. Он "укрупнил" уже испытанную и оправдавшую себя самозарядную 7,62-мм винтовку образца 1938 г. до таких размеров, чтобы стало возможным использовать патроны калибра 14,5-мм.3 В процессе работы вносили уточнения, меняли конструкцию, совершенствовали технологию изготовления деталей и узлов. Изменению подверглись ударно-спусковой механизм и механизм питания (применен несменяемый магазин).

ПТР системы Симонова действовало по принципу отвода пороховых газов через поперечное отверстие в стволе. Запирание канала ствола осуществлялось перекосом затвора. Ударно-спусковой механизм куркового типа допускал ведение только одиночного огня. Экстракцию и отражение стреляной гильзы производил подпружиненный выбрасыватель и жесткий отражатель. Прицел секторный отградуированный на дистанции до 1500 м. Ружье снаряжалось сошками (складывающимися при переноске), рукояткой для переноса, дульным тормозом, компенсирующим (уменьшающим) отдачу, а также откидным наплечником и мягкой подушечкой, закрепленной на прикладе.

В 1941 г. для повышения боевых характеристик ПТР на Московском комбинате твердых сплавов специально разработали патрон с бронебойно-зажигательной пулей, оснащенной твердосплавным (металло-керамическим) сердечником. 15 августа 1941 г. этот патрон был принят на вооружение под обозначением "14,5-мм патрон с пулей БС-41". По бронепробиваемости такая пуля значительно превосходила бронебойно-зажигательную пулю со стальным сердечником образца 1932 г. (Б-32), ранее состоявшую на вооружении. 29 августа Государственный Комитет обороны принял постановление о развертывании производства и принятии на вооружение двух ПТР — 14,5-мм магазинного самозарядного системы Симонова (ПТРС) и 14,5-мм однозарядного системы Дегтярева (ПТРД).

Таких стремительных темпов в создании новых образцов оружия мировая оружейная практика не знала.

Выпуск ПТРС наладили на одном из саратовских заводов, ранее не выпускавшем военную продукцию.

В 1941 г. было изготовлено 17688 штук ПТРД, а ПТРС — только 77. Но уже в 1942 г. выпустили соответственно 184800 ПТРД и 63308 ПТРС. Количество производимых ПТРС постоянно увеличивалось. К 1 января 1942 г. в действующей армии их насчитывалось 8116, к 1 января 1943 г. — 118563, а к 1 января 1944 г. — 142861 штук. Начиная с июля 1942 г. проблема с обеспечением войск ПТРС постепенно разрешалась.

В связи с достигнутым превосходством по танковому вооружению и оснащению войск противотанковой артиллерией, ПТР со временем утратили свое значение. В 1945 г. их количество в армии уменьшилось до 40 тыс., и с января 1945 г. производство ПТР было вовсе прекращено.

1 Кроме самозарядных винтовок СВТ-40 существуют и автоматические винтовки АВТ-40. Внешне они абсолютно идентичны. Изменения коснулись только устройства спускового механизма. В АВТ-40 флажок предохранителя одновременно является переводчиком огня. Предусмотрены три положения: "предохранитель включен", "огонь" и положение, позволяющее вести огонь очередями.

2 Комитет обороны при Совете Народных Комиссаров Союза ССР 7 октября 1939 г. принял постановление о вооружении РККА 14,5-мм противотанковым ружьем системы Рукавишникова под обозначением "14,5-мм противотанковое ружье образца 1939 г.".

3 Первые ПТР появились в период первой мировой войны 1914–1918 гг. 13,35-мм немецкое однозарядное ружье системы Маузера практически являлось увеличенной копией 7,92-мм винтовки Маузера образца 1898 г.