Есть какая-то закономерность в том что охота пленяла души одаренных людей. Пример тому — В. В. Городецкий, имя которого не стоит в ряду великих, но он был одной с ними природы, а творчество и охотничья страсть — главными составляющими его личности.Имя В. В. Городецкого мудрено разыскать в энциклопедиях и справочниках, а ведь в начале века он был широко известен как замечательный архитектор и знаменитый охотник.Родился Владислав Владиславович Городецкий 23 мая 1863 года в с. Шолудьки Винницкой губернии в состоятельной семье, принадлежавшей к обрусевшей польской ветви старинного рода Городецких. Уже в детстве Лешек проявляет незаурядные способности к рисованию, тогда же он увлекся охотой. Талантливый юноша много и усердно работает. Ему удается выдержать конкурс в Петербургскую Академию художеств, где годы учебы будут отмечены двумя серебряными медалями. В 1890 году В. В. Городецкий, окончив пятилетний курс отделения живописи и архитектуры и получив звание художника 3-й степени, переезжает в Киев. В его жизни наступает самый яркий и плодотворный период.
В 1888 году в городе был основан Киевский Отдел Императорского общества правильной охоты, бессменным членом которого и стал В. В. Городецкий. Отдел был привилегированным и аристократичным, но некоторые стороны его деятельности заслуживают несомненного уважения. Достаточно сказать, что до 1912 года, охотниками Отдела было истреблено 103 волка и 498 лисиц, приносивших большой вред на Украине; членами общества было задержано и составлено протоколов более чем на полтысячи браконьеров. Большую работу Отдел вел в области кинологии, регулярно устраивая выставки собак, привлекавшие лучших собакозаводчиков и любителей. Членами общества были известные охотники А. В. Полторацкий, К. Е. Мельницкий, оружиевед П. В. Ланге.
В. В. Городецкий был чрезвычайно энергичным человеком. Постоянно снедаемый охотничьей страстью, он живет мыслями о все новых и новых охотничьих путешествиях. А потому, заваленный работой, от нее отмахивается. Любящий семьянин, он вырывается из объятий близких, чтобы отмеривать сотни верст по пустыням, болотам, степям и горам России в погоне и поисках сильных ощущений и новых видов животных. С 1889 до 1912 года им было предпринято шесть больших охотничьих экспедиций. Он охотился в Ленкоранском уезде Бакинской губернии с целью добычи зверей и птиц для коллекции музея Отдела охоты, побывал в Закаспийском крае и пограничных областях Персии, в Туркестанском крае и некоторых районах Афганистана, на Алтае, в Семиречьи и Западной Сибири.
В эти же годы расцветает талант архитектора Городецкого. На рубеже столетий повсеместно наблюдался бурный рост городов. Немалый вклад в формирование облика Киева принадлежит В. В. Городецкому. В 1897–1899 годах по его проекту археологическо-художественным обществом совместно с обществом охраны искусств при участии города был построен один из Лучших музеев Украины — Национальный музей древностей и искусств. Здание музея — образ древнегреческого храма, построено на возвышенной террасе, два могучих льва стерегут его обширную лестницу и вход.
Вернемся к Городецкому-охотнику. В 1903 году он становится Почетным членом Киевского Отдела охоты. Событие это неординарное, ведь почетные члены занимали исключительно высокое общественное и служебное положение. Городецкий не был бедным человеком, но он оставался всего лишь архитектором и художником, Он стал единственным простым смертным из 15 Почетных членов, все остальные — сенаторы, Великие князья, генералы, даже принц. Городецкого избрали за большие заслуги. Он был в числе тех, кто приходил на помощь Киевскому Отделу охоты своими ссудами для покрытия неотложных и экстренных расходов, благодаря чему Отдел благополучно пережил кризисы и продолжал существовать.
Бившим через край было жизнелюбие этого человека, щедрого, отзывчивого, легкого на подъем, любящего радость и риск охоты. Из многочисленных и дальних охотничьих путешествий, охватывающих области, совершенно различные по топографическим, физическим и климатическим условиям, вывез Городецкий свои коллекции — многие десятки шкур, рогов и чучел животных, принесенные им в дар Отделу. Музей Отдела охоты, собственно, Городецким и основанный, имел экземпляры зверей и птиц, представлявших большую редкость: диковинная черная белка, утка-мандаринка, барс, перевязка, дикобраз, привезенные из Африки головы носорога и антилоп. Коллекции оценивались в несколько тысяч рублей, деньги по тем временам немалые. Была в музее и богатейшая библиотека охотничьих книг и журналов, которые регулярно переплетали и ревностно берегли.
В 1902–1903 годах В. В. Городецкий строит собственный дом на Банковой улице, известный всем киевлянам под названием "дом Городецкого". Построен он в самом причудливом и оригинальном стиле. Здание венчают скульптурные группы с невиданными фигурами животных и женщин, придающие постройке необычный, запоминающийся силуэт. Некоторые исследователи склонны видеть в Городецком-архитекторе предтечу модерна в архитектуре. В произведениях модернистов обращение к природе, флоре и фауне как основе формообразования играло особую роль. Свойственные растениям и животным криволинейность форм и линий, случайный характер их переплетения становятся источником языка нового стиля. Страстный любитель экзотической природы, Городецкий воспринял модерн как полную творческую свободу в изображении новых форм. Любопытно, что сам В.В. Городецкий называл стиль своего дома "диковатым".
Сокровенная мечта Городецкого- охотника осуществилась в 1911– 1912 годах, когда он с двумя земляками-киевлянами участвовал в африканском сафари. В этой экспедиции, даже в самой ее затее, редко приходившей в голову российским охотникам, в очередной раз проявилась эксцентричность Городецкого, фантазия его творческой натуры. Надо заметить, что в отличие от титулованных толстосумов и дилетантов, так любящих сафари, Городецкий ехал в Африку хорошо подготовленным, закаленным и бесстрашным охотником. Нет нужды перечислять все трофеи сафари, Городецкий стрелял из первоклассных ружей, в его распоряжении был целый арсенал: экспресс Голланда калибра .500/.450 для львов, носорогов и буйволов; автоматический девятимиллиметровый браунинг, две винтовки Маузера с оптикой и винчестер 22-го калибра для стрельбы птиц. Стрелком Владислав Владиславович был отличным и добыл больше сотни зверей, так что охота была весьма успешной.
Еще более успешным и необычным оказался другой итог сафари — книга воспоминаний, вызвавшая в свое время самый живой интерес и ставшая заметным явлением в нашей охотничьей литературе, не знавшей подобных прецедентов. В самом деле, мало кто из русских охотников охотился в Африке, им было неведомо сказочное обилие долины Серенгети, да и кто из них мог похвастаться удачными выстрелами по носорогам, крокодилам и львам?Книга "В джунглях Африки", изданная небольшим тиражом и ставшая подлинной находкой для библиофилов, была необычна и по форме: золотой обрез, переплет, выполненный из резного дуба по эскизу самого автора, бумага шаберного мелования, мозаичные форзацы с путевыми зарисовками, четкий разгонистый шрифт на крупном формате. Иллюстрировал книгу сам Городецкий, проявивший себя незаурядным анималистом, им же были выполнены все заставки, виньетки и концовки; нашлось в тексте и место для множества фотографий, запечатлевших первозданную природу Африки и богатые трофеи.
Есть упоминания о том, что Городецкий был хорошим рассказчиком, но книга написана скорее в репортерском стиле, нежели беллетристическом, да и подзаголовок в названии —"дневник охотника" во многом определил жанр повествования. Подробно описываются снаряжение экспедиции и оружие, сообщаются сведения об организации сафари, описываются перипетии увлекательного и длительного путешествия, скрупулезно подсчитываются трофеи участников охоты. Серьезно интересовавшийся оружием, Городецкий детально анализирует условия стрельбы и останавливающее действие снарядов Голланда и экспансивных пуль Маузера, извлекавшихся из туш добытых зверей, делится удачным опытом стрельбы из винтовки со складной сошкой.
Поездка в Африку стала последней охотничьей экспедицией Городецкого. Начавшаяся вскоре мировая война, последовавшие за ней революции и гражданская война вихрем пронеслись над Россией, перевернув весь уклад мирной жизни и оставив без работы многих людей свободной профессии. Уже немолодой и уставший от катаклизмов Городецкий уезжает в Польшу, где сотрудничает с фирмой "Улен и Ко". Представителем этой фирмы, занимавшейся строительством железной дороги в Персии, Городецкий в 1928 году едет в Тегеран, где осуществляет ряд проектов отелей, театров, дворцов. В Тегеране же Городецкий и умер 3 января 1930 года, умер на чужбине, вдали от родной Украины. В "Варшавском курьере" был помещен некролог, а затем имя его на долгие годы было предано забвению.
Поездка в Африку стала последней охотничьей экспедицией Городецкого. Начавшаяся вскоре мировая война, последовавшие за ней революции и гражданская война вихрем пронеслись над Россией, перевернув весь уклад мирной жизни и оставив без работы многих людей свободной профессии. Уже немолодой и уставший от катаклизмов Городецкий уезжает в Польшу, где сотрудничает с фирмой "Улен и Ко". Представителем этой фирмы, занимавшейся строительством железной дороги в Персии, Городецкий в 1928 году едет в Тегеран, где осуществляет ряд проектов отелей, театров, дворцов. В Тегеране же Городецкий и умер 3 января 1930 года, умер на чужбине, вдали от родной Украины. В "Варшавском курьере" был помещен некролог, а затем имя его на долгие годы было предано забвению.