Главная / 2000 / Оружие и охота №11

"САЙГА-20"

Оружейная мастерская

Рассказывая о доработке боевого оружия (Зброя та Полювання № 9, 2000) к требованиям охотничьего или, как сейчас принято говорить, тюнинге, хотелось бы остановиться на описании конкретного образца — "Сайга-20".

Прежде, чем браться за подобные работы, нужно хорошо изучить образец и определить его конструктивные недостатки, не позволяющие полноценно эксплуатировать его на охоте.

Моя эпопея с "Сайгой" началась несколько лет назад. Я получил задание сделать "дерево" к нескольким автоматам АКС-74У в "сувенирном" исполнении, которые предполагалось экспонировать на оружейной выставке в Арабских Эмиратах. Когда я взял в руки это блестящее, полностью никелированное чудо, на память пришли слова И. Полетаева, эксперта-криминалиста, описывающего рукоятку ныне печально известного пистолета-пулемета "Аграм 2000": "Обычно такую вычурную рукоятку имеет последняя модель самодельщика-эстета перед тем, как он будет лет пять держать совсем простые рукоятки лопаты или пилы". Так было выбрано направление доработки этого "сувенира". Вопреки моим ожиданиям, был получен весьма неплохой результат. С такой рукояткой управлять автоматом оказалось гораздо удобнее.

"Сайга-20" — заводской вариант

И вот, когда появились первые складные гладкоствольные карабины "Сайга-20", я вспомнил о своем опыте доработки подобного оружия. Ко мне обратился владелец "Сайги", недовольный тем, что приклад его оружия для него короток, поэтому стрелять навскидку на охоте практически невозможно. Это и не удивительно, ведь на Западе оружие такого типа причислено к разряду боевого или специального и состоит на вооружении армии и полиции. И лишь у нас "Spas-15" или складную "Сайгу" называют охотничьим оружием.Выслушав все претензии владельца оружия, я пообещал подумать, как можно улучшить модель, сделать ее более удобной и прикладистой, сохранив при этом все достоинства оружия со складным прикладом.

Технически предстояло решить две проблемы: изготовить шарнир к дереву и сохранить механизм фиксации в сложенном виде при удлинившемся прикладе. Шарнир получился в виде П-образной скобы. Она укрепила торец, а в ее вырез заскакивал зуб фиксатора при раскрытом прикладе. Проблема защелки была решена с помощью небольшой П-образной стойки, которая немного выступала за габариты приклада и слегка портила его эстетический вид, но стрельбе не мешала и выполняла свою функцию отлично. Соответственно кнопку освобождения фиксации пришлось сделать новую, более длинную, а толкатель, закрепленный на ней, чуть выше, то есть по внутреннему размеру стойки.

Когда технические вопросы были решены, с "деревом" разобраться уже не составляло труда. На рукоятке, ставшей более удобной, чем на "сувенирном" образце, выступ между средним и безымянным пальцами был сохранен. Он, выполняя функцию одной из контрольных точек, позволяет подсознательно контролировать правильность и однообразие хвата. Вариант выступа, между безымянным пальцем и мизинцем, менее удобен ввиду слабой чувствительности мизинца и большого удаления от главного "нерва" всей конструкции "стрелок-оружие" — спуска. Вариант с выемками под каждый палец тоже не подходил, поскольку слишком закрепощал всю руку. Прямая рукоятка более удобна при стрельбе из положения стоя и лежа, так как рука при этом чуть изменяет свое положение. В данном случае о стрельбе лежа вопрос не стоял, и с рукояткой наконец разобрались.

Переделанные "Сайги"

Цевье стало внизу более широким и округлым, если смотреть на него сбоку. Сложнее оказалось доработать приклад. Даже с рациональным гребнем и нормальной длиной, внешне он напоминал плоскую дощечку, в основном из-за планки "ласточкин хвост", намертво приклепанной к боковой стенке ствольной коробки. Такое крепление под "оптику" было сделано на дробовике случайно. Дело в том, что по мере распространения в армии оптических прицелов и приборов ночного видения встал вопрос о комплектовании ими автоматов Калашникова. Планку для крепления кронштейна "под оптику" на автомат Калашникова можно установить только в процессе сборки на конвейере. Поэтому решено было некоторую часть автоматов выпускать с планками и вооружать ими отдельные подразделения. Но, как у нас обычно бывает, кому-то в результате распределения достались все автоматы с планками, а кому-то (и таких большинство) — нет. Позднее, во избежание мороки с распределением этих автоматов, планку начали устанавливать на все образцы, а вот прицелы выдавать "кому положено". Со временем, когда завод стал "гнать" военную продукцию на "гражданку", в конструкцию автомата старались вносить лишь незначительные изменения. Так планка для крепления кронштейна перекочевала на "Сайгу-20".

Взявшись за следующую "самозарядку", я убедил владельца в том, что планка здесь только мешает. Снял ее, аккуратно высверлив головки заклепок и расклепал то, что от них осталось, чтобы в ствольной коробке не было сквозных отверстий. Это позволило сделать полноценный приклад со щекой. Кстати, на последующих моделях этого оружия планки уже не устанавливали, значит и надобность снимать их отпала сама собой. Несколько изменилось и цевье. Снизу оно приобрело полочку, которая как бы удлиняла цевье до магазина. Благодаря такой полочке хват стал более удобным для тех, кто при стрельбе привык поддерживать оружие ближе к магазину.

Как известно, выстрел из "Сайги-20" сопровождается резким звуком, а само оружие при этом подбрасывает вверх так, что сводит на нет успех прицельной стрельбы в быстром темпе. Чтобы уменьшить громкость выстрела и подбрасывание оружия, был разработан дульный тормоз-компенсатор. Ствол "Сайги-20", оснащенный такой насадкой, внешне напоминал "крутое" крупнокалиберное оружие. Теперь звук выстрела стал мягче и тише, отдача уменьшилась, а подбрасывание практически исчезло. Стало возможным стрелять в очень быстром темпе, при этом не теряя из виду цель и с минимальным уводом ствола после серии выстрелов.

Тормоз-компенсатор состоит из двух камер. В стенках первой от дульного среза (более длинной) под разными углами высверлены отверстия. Потоки газов, истекающих из этих отверстий в тот момент, когда выход во вторую камеру перекрыт снарядом, фокусируются в одном месте и завихряются. Тем самым снижается скорость истечения пороховых газов, а значит и резкость звука выстрела. Другая часть газов, следуя за снарядом, прорывается во вторую камеру и устремляется в два окна, аналогичные применяемым в компенсаторах автоматов АК-74, но усиленные двумя "ушами", отбивающими газы вверх и назад. Сам компенсатор навинчивается на муфту, жестко посаженную на ствол у дульного среза, оснащен пружинной защелкой, позволяющей без применения специальных инструментов фиксировать и снимать его со ствола. Как показали пробные выстрелы, на кучности осыпи дроби наличие или отсутствие компенсатора не отразилось, поскольку внутренний диаметр компенсатора чуть больше дульного сужения канала ствола. Необходимое для стрельбы с компенсатором условие — дробь в патроне должна находиться в полиэтиленовом пыже-контейнере.

Однако доработка оружия на этом не заканчивается. Если у дульного среза ствола стоит муфта, то установить на нее высокую стойку с крылышками по бокам под регулируемую по вертикали и горизонтали мушку — дело техники. В результате такой доработки почти вдвое увеличилась прицельная линия и облегчилась пристрелка оружия. А само оружие приобрело уж очень знакомые очертания, но на более высоком, отвечающем индивидуальным требованиям стрелка, уровне. А ведь все началось с затейливой автоматной рукоятки.