Главная / 2013 / Оружие и охота №1

Как деталь вы назовете...

Материальная часть

Так уж сложилось, что в своих предыдущих публикациях, касающихся оружейной механики, мною не уделялось достаточного внимания такому важному средству для снижения отдачи оружия, коим является дульный тормоз, широко используемый всеми без исключения армиями мира. Настало время заполнить этот пробел.

Как деталь вы назовете...

Поначалу само существование таких устройств, как дульный тормоз для снижения отдачи оружия не вызывало у меня особого интереса по той простой причине, что по своей важности и эффективности они занимают далеко не первое место.

Если во время выстрела, при нахождении пули в канале ствола, пороховые газы оказывают дополнительное механическое воздействие по увеличению отдачи оружия в пределах 1,5-2% от энергии пули, то после того, как пуля покинет канал ствола, реактивная составляющая отдачи оружия будет значительно выше, и составит величину приблизительно в 3-4% от кинетической энергии пули.

Для разных образцов оружия и боеприпаса эти величины могут несколько колебаться. Однако именно в методике сравнительной оценки этих процентов и заключается много интересного. Например, в книге «Элементарный учебник физики» под редакцией академика Г.С. Ландсберга, энергетический баланс оружейного выстрела распределен таким образом, что на кинетическую энергию снаряда приходится 33% от всей энергии порохового заряда, а на движение пороховых газов и отдачу оружия только 5% оной.

Таким образом, даже на этом этапе, пусть смутно, но уже ощущается явное противоречие. Если определять реактивную составляющую отдачи оружия через процентное соотношение от 33% энергии порохового заряда, т.е. кинетической энергии пули, или хотя бы исходя непосредственно из массы и скорости истечения пороховых газов, то полученная таким образом абсолютная величина энергии будет сопоставима с величиной всей энергии отдачи оружия (по Г.Ландсбергу).

Если же отправной точкой в расчетах принимать величину кинетической энергии отдачи оружия, опять же по Ландсбергу, то сравниваемая нами величина реактивной составляющей отдачи, выраженная через процентное отношение к энергии пули, в таком же соотношении к ней будет ничтожно малой. Это ставит под сомнение целесообразность самой идеи использования дульного тормоза или компенсаторов отдачи. Однако на практике и дульный тормоз и компенсаторы уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, доказав свою полезность и жизнеспособность.

Постоянным читателям журнала хорошо известно мое критическое отношение к академическому бреду по поводу энергетического баланса при выстреле из оружия в целом и закона сохранения кинетической энергии при взаимодействии деталей оружия в частности, поэтому не стану повторяться, зацикливаясь исключительно на этих теоретических моментах, своей простотой пока не привычных даже для оружейников-практиков. Перейду непосредственно к причине пробудившей мой интерес и подтолкнувшей обратиться к довольно избитой теме использования дульного тормоза в огнестрельном оружии.

В последнее время русскоязычные сайты интернета запестрели горячими откликами и обсуждениями «принципиально новой» конструкции дульного тормоза, защищенного патентом выданным «Роспатентом» на имя Дияра Гильманова. По информации казахского еженедельника «Караван», житель города Хромтау Актюбинской области Казахстана Д. Гильманов создал усовершенствование для автомата Калашникова, названное по имени автора «дульный тормоз-компенсатор Дияра», которое позволяет повысить «точность прицеливания» на средних и дальних дистанциях, уменьшая расход патронов на поражение цели. Предполагается, что новое изобретение позволит продлить срок службы автомата Калашникова в вооруженных силах, поскольку в некоторых странах его уже планируют снимать с вооружения. На создание и патентование дульного тормоза-компенсатора Д. Гильманов, механизатор по профессии, потратил в общей сложности девять лет, но из них только три года ушло на создание опытного образца и его испытания. По утверждению автора, основанному на результатах собственных испытаний, дульный тормоз-компенсатор, установленный на стрелковое оружие, позволяет увеличить точность автоматического огня за счет снижения подбрасывания ствола — такой эффект достигается путем частичного гашения отдачи оружия. При этом значительно снижается звук выстрела.