Германия. 1943 год. Август Кендер, технический директор одного из крупнейших имперских заводов по производству боеприпасов, разработал проект гигантского орудия для обстрела Лондона — ФАУ. Изготовленный прототип пушки подвергли испытаниям, однако желаемого результата так и не достигли.И все же руководство фашистской Германии приняло решение продолжить работы по созданию этого "оружия возмездия".
Весной 1944 г. Гитлер, разочарованный постоянными задержками с запуском серийного производства "летающих бомб" Фау-1 и ракет Фау-2, любой ценой желал начать немедленно атаковать Британские острова и был готов финансировать и всячески поддерживать самые дерзкие проекты нового "блица" на ненавистный Туманный Альбион.
Пришло время Кендера. В качестве "чудо-оружия" он предложил огромную батарею, состоящую из пятидесяти мощных орудий, нацеленных на Лондон. Предполагалось, что каждый автоматизированный ствол длиной до 127 м и калибром 150 мм должен производить 6 выстрелов в час, — батарея буквально засыпала бы цель снарядами длиной 3 м и массой 200 кг. Проект получил криптоним "Помпа высокого давления" (Hochdruckpumpe).
Внешне пушка сильно отличалась от обычных орудий и скорее напоминала гигантскую канализационную трубу с "коленами". По обеим сторонам каждого ствола на определенных расстояниях друг от друга под углом к оси ствола располагались ответвления — дополнительные камеры с пороховыми зарядами. Движение снаряда в канале ствола начиналось при воспламенении основного порохового заряда (как и в обычных орудиях). При прохождении снарядом дополнительных камер, пороховые заряды в них воспламенялись. Тем самым в стволе последовательно повышалось давление пороховых газов, что сообщало снаряду дополнительное ускорение. Таким образом снаряд развивал скорость, позволяющую ему преодолеть дистанцию около 160 км. Цифра по тем временам более чем солидная.
Новое оружие называли по-разному: "Тысяченога" (Tausendfussler), "Трудолюбивая Лизхен" (Fleissiges Lieschen) или Фау-3 (V-3). "Помпу", извергающую непрерывный поток снарядов, необходимо было построить где-то рядом с Британскими островами. Выбор пал на французское побережье Ла-Манша, точнее на скалистое нагорье возле Кале, недалеко от местности Мимойеск (в семи километрах от Ла-Манша и в ста пятидесяти километрах от Лондона). На первом этапе было принято решение установить батарею из 25 орудий, нацеленных на Лондон. По всей Германии собрали более пяти тысяч мастеров, техников и инженеров. Из Рура приехали около 400 германских горняков, инструкторов и бригадиров. Под известняковыми холмами началось строительство мощных туннелей для подземной железной дороги, а сверху холмы накрыли железобетонной плитой шестиметровой толщины. На глубине десяти этажей располагалась разветвленная сеть коридоров, галерей и залов. Еще ниже находились замковые камеры гигантских орудий. Бетонированные амбразуры на поверхности были защищены бронированными "пробками", изготовленными из крупповской стали. Для строительства требовались тысячи тонн цемента, стали, песка, гравия. К батарее были подведены две подземные энергетические магистрали.
Первые сведения о новом оружии поступили в Ставку Верховного Главнокомандования союзными войсками в Европе от поляков, работавших в организации Тодта в местности Ваттен, где строилась вторая батарея "Тысяченоги". Тщательно изучив систему бункеров и предоставленную конструкторскую документацию, они выполнили множество эскизов. Совершив побег, они пробрались через Пиренеи в Испанию, а оттуда — в Гибралтар, разыскали представителей польской разведки и передали им всю имеющуюся информацию.
Следует отметить, что строительство батареи в Мимойеске началась еще до завершения испытаний нового оружия.
Снаряды, выполненные с чрезвычайно большим удлинением, в полете утрачивали поперечную и продольную устойчивость, в результате чего их скорость и дальнобойность существенно снижались. В октябре 1943 г. первые попытки оснастить снаряды стабилизаторами, которые должны были раскрываться после вылета снаряда из ствола, завершились неудачей.
Тем не менее, массовое производство снарядов все же развернули. Для ускорения "доведения" V-3 был изготовлен ствол, который смонтировали на острове Волин на севере Польши. Испытания показали, что начальная скорость снаряда не превышала 1100 м/с, то есть составляла лишь 2/3 скорости, необходимой для "доставки" снаряда от Мимойеска до Лондона. Оставляла желать лучшего и система синхронизации зажигания дополнительных камер. После двадцать пятого выстрела две боковые камеры экспериментального ствола "Помпы" взорвались, в следствие чего ствол получил серьезные повреждения. К тому же на совещании в Берлине 4 мая 1944 г. выяснилось, что при разработке "Помпы" Кендер не учел основных законов аэродинамики.
Несмотря на все это испытания орудия продолжались. В мае 1944 г. снаряд Фау-3 преодолел расстояние 90 км. Улучшенная модель снаряда должна была перекрыть дистанцию 150 км. Но 6 июня союзники начали высадку войск в Нормандии и батарею Мимойеска заняли англичане. Затея с V-3 потерпела провал, однако немцы этого так и не признали.
В Херменскайле и Ноннвайлере, недалеко от Тира, все же были введены в действие две установки V-3 уменьшенной мощности, обладавшие следующими тактико-техническими характеристиками:
Длина ствола, м | 50 |
Калибр (с учетом размеров фиксированных стабилизаторов), мм | 150 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 1000–1100 |
Угол наклона ствола, град. | 36 |
Дальность стрельбы, км | 41,7 – 43,6 |
Рассеяние, м | 2500 – 5000 |
Скорострельность, выстр./ч | 2–3 |
Живучесть ствола, выстр. | 200 |
Длина снаряда, м | 2,45 |
Общая масса снаряда, кг | 90 |
Масса взрывчатки, кг | 7–9 |
В финале Арденнского сражения эти батареи успели совершить две артиллерийские атаки (30 декабря 1944 г. и 2 января 1945 г.) на находившийся в 40 км от них Люксембург Однако их эффективность была невысока. История Фау-3 еще — одного блефа "третьего райха" бесславно завершилась 9 мая 1945 г., когда английские саперы заложили под обе батареи по 25 тонн взрывчатки и взорвали их. Подземные сооружения большей частью остались нетронутыми — лишь подходы к тоннелям завалило землей.