Даже «потешные дворы», устроенные в подмосковных селах Семеновском и Коломенском специально для царской забавы, числились за Приказом тайных дел, и «кроткий» царь Алексей Михайлович завел там такие же строгости, как и в своем дворце.
Зверовую охоту ведали ловчие; соколиную — сокольники и кречетники. Облавы на медведей наряжались также с потешного двора. Часто, сразу же после охоты, устраивалась медвежья потеха, состоявшая их трех частей: травли, боя и комедии — медведь задирал ряженую козу. Кроме того, при некоторых царских имениях были оборудованы еще и волчьи дворы.
Наставляя своего стольника Афанасия Ивановича Матюшкина, заведовавшего в качестве главного ловчего и сокольничего обоими потешными дворами, как надо ухаживать за заменяющими охотничьих собак птицами, кречетами и соколами, придирчивый царь нагонял на него страху: «А будет вашим небрежением Адарь, или Мурат, или Булат, или Стреляй, или Лихач, или Солтан умрут, и вы меня не встречайте, а сокольников всех велю кнутом перепороть».
Ловчих птиц — соколов, кречетов, ястребов доставали для царя сетями и на живую голубиную приманку специальные ловцы-помытчики. Они ловили этих птиц над озерами и большими реками, а далеком Севере, в Заволочье, на Печоре и в Уральских горах, около Перми, в Сибири и даже на берегах Баренцова моря. С той минуты, когда птица была поймана, она уже считалась «государевой», ее усаживали в обитый войлоком возок или сани и везли в Москву «с великим бережением».
...«Едучи дорогою смотреть великого государя кречетов и беречь накрепко, гласил особый наказ, чтоб те великого государя кречета были довезены до Москвы здоровы, во всем в целости и некоторые бы птицы небережением, без призрения, не истеряти и с голоду не поморити и дурна никакого над государевыми кречетами не учинить. А буде служивых людей и помытчиков нерадением и небрежением, — стращал наказ, — птицы великого государя кречеты истеряютца или с голоду помрут или птицам на корм, кречетам, учнут покупать худые мяса, нечистые или кормить станут не во время или от их пьянства и нечистых и скаредных людей и от всякого их небрежения или кречеты умрут или перья поломают или что у которые птицы по портитца и служилым людям и помытчикам за то быти от великого государя в великой опале».
Ямщики обязаны были везти птиц бережно и не погонять лошадей кнутом, чтобы от быстрой езды «порухи птицам никакой не было», в противном случае они сами отведывали кнута. Воеводы же предупреждались, что если птицы пострадают из-за задержки подвод, вотчины и поместья этих воевод будут отписаны на государя.