На протяжении веков в ручном огнестрельном оружии использовались мягкие безоболочечные свинцовые пули относительно крупного калибра. При попадании в мягкие ткани они расплющивались, увеличивая свой и без того немаленький диаметр, и за счет этого эффективно передавали цели свою энергию, нанося очень тяжелые ранения. Ввиду этой способности к некоторому расширению при попадании, можно сказать, что до середины XIX века, по сути, все используемые пули в какой-то мере относились к типу экспансивных, и не было нужды повышать их экспансивность дополнительно.
Однако с появлением оболочечных пуль уменьшенных калибров — 6,5-8 мм — выяснилось, что их поражающее и останавливающее действие значительно уступает старым безоболочечным пулям. Это было особенно актуально для британской армии, активно участвовавшей в колониальных войнах против так называемых "диких" народов. В ходе боевых действий у британских военных появилось стойкое убеждение в том, что применяемые ими пули неэффективны, и противник продолжит сражаться, даже будучи раненым. Это связывали с тем, что оболочечные пули были неспособны деформироваться в раневом канале и за счет этого эффективно передавать свою энергию цели, "прошивали" ее навылет, оставляя аккуратные входное и выходное отверстия, и наносили смертельные повреждения лишь при попадании в жизненно важные органы.
В результате британское военное руководство поставило задачу разработать пулю, которая сможет нанести рану, достаточно тяжелую, чтобы остановить даже самого непримиримого фанатика.
В соответствии с этой установкой, в начале 1890-х гг. на британской королевской оружейной фабрике (англ. British Royal Artillery armoury), расположенной в рабочем пригороде Калькутты — Дум-дум, офицером британской армии капитаном Невиллом Бертье-Клэем были разработаны экспансивные пули к патрону .303 British, который использовался в винтовках Lee-Metford и, позднее, Lee-Enfield. Их носовая часть была лишена оболочки, что и обеспечивало необходимую экспансивность. Со временем пуля, получившая по месту разработки название "дум-дум" трансформировалась в целый класс полуоболочечных пуль, применение которых довольно быстро вызвало протесты со стороны международного сообщества, и в 1899 г. раскрывающиеся и деформирующиеся пули были запрещены к военному применению Первой Гаагской мирной конвенцией. Вторая Гаагская конвенция в 1907 г. подтвердила запрет. Парадоксально, но этот запрет до сих пор неукоснительно выполняется всеми странами, во всяком случае, в том, что касается официально принятых на вооружение образцов боеприпасов.
Таким образом, классическим полуоболочечным пулям оставили спортивно-охотничью область применения, в бою же стали использовать другие способы повышения эффективности боеприпасов.